Финансовый контроль в РФ: общие положения, правовые основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на тему «Виды и органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации» является изучение видов финансового контроля в РФ и органов, его осуществляющие.
В соответствии с целью данной курсовой работы автор поставил перед собой основную задачу — наиболее полно раскрыть сущность видов финансового контроля в РФ и органов, его осуществляющие.

Оглавление

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Понятие и значение финансового контроля, его вид..........5
1. 1 Понятие и значение финансового контроля........................................5
1. 2 Виды финансового контроля................................................................10
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ..15
2. 1 Министерство финансов РФ.................................................................15
2. 2 Министерство финансов РФ по налогам и сборам..........................17
2. 3 Счетная палата РФ………………………………………………........19
2. 4 Федеральное казначейство РФ…………………………………........21
2. 5 Комитет РФ по финансовому мониторингу….………………….....23
2. 6 Главное контрольное управление Президента РФ………………....25
2. 7 Органы местного самоуправления………………………..………...25
Заключение………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………………...………..29

Файлы: 1 файл

курсовая фин. право.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

 

Титульный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

                                                                                                                                 С.

         Введение..........................................................................................................3

         Глава 1. Понятие и значение финансового контроля, его вид..........5

         1. 1 Понятие и значение финансового контроля........................................5

1. 2 Виды финансового контроля................................................................10

Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ..15

2. 1 Министерство финансов  РФ.................................................................15

          2. 2 Министерство финансов РФ по налогам и сборам..........................17

          2. 3 Счетная палата РФ………………………………………………........19         

         2. 4 Федеральное казначейство РФ…………………………………........21

         2. 5 Комитет РФ по финансовому мониторингу….………………….....23

          2. 6 Главное контрольное управление Президента РФ………………....25

          2. 7 Органы местного самоуправления………………………..………...25

        Заключение………………………………………………………………...27

        Библиографический список…………………………………...………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовое  право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Развитие рыночных отношений  обусловливает стремительное развитие финансово-правовых механизмов управления обществом. Финансы пронизывают  все стороны государственной деятельности, позволяют сохранять федеративную форму государственного устройства. Используя финансово-правовые механизмы, государство реализует не только экономическую, но и иные публичные функции. Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и международных рынков капиталов, способствует обеспечению и поддержанию экономической безопасности государства.

Предметом данной курсовой работы является изучение правовых механизмов регулирования финансовых отношений, познание их как единого целого, состоящего из взаимосвязанных звеньев, пронизанных закономерностями функционирования.

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что в настоящее время вопросы правового регулирования финансовых отношений относятся к числу наиболее актуальных в социально — экономической и политической жизни Российского государства.

Целью курсовой работы на тему «Виды и органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации» является изучение видов финансового контроля в РФ и органов, его осуществляющие.

В соответствии с целью  данной курсовой работы автор поставил перед собой основную задачу — наиболее полно раскрыть сущность видов финансового контроля в РФ и органов, его осуществляющие.

Для реализации поставленных автором задач и достижения цели использовались мнения таких авторов, как  Ашмарина Е. М., Химичева Н. И., Горбунова О. Н. и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие и значение финансового контроля, его виды.

1.1 Понятие и значение  финансового контроля.

Государственный и муниципальный  финансовый контроль представляет собой  институт общей части финансового  права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В  то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.

Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах.

Финансовый контроль служит формой реализации контрольной  функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Контроль — это  правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.1 Сущность и назначение контроля состоят: в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъекта; в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем; в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.

Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики.

Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения  законности в финансовом праве и  осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время государственный и муниципальный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и агентов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного и муниципального финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятельности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сферах, сферах денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.2

Объектами государственного и муниципального финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом государственного и муниципального финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами государственного и муниципального финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного и муниципального финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель государственного и муниципального финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами.  

Однако целью государственного и муниципального финансового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового контроля не должно препятствовать или делать невозможным аккумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований.

Выполнение основной цели государственного и муниципального финансового контроля — обеспечение  законности и эффективности финансовой деятельности — осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики.

В сферу государственного и муниципального контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на публичную финансовую деятельность, но не относятся к финансово-правовому регулированию. Государственный и муниципальный финансовый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования при расходовании выделенных им бюджетных средств, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, расчетных, кассовых, валютных операций, а также выполнение законных требований органов государства и органов местного самоуправления относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

Эффективность финансового  контроля со стороны государства  и муниципальных образований во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Таким образом, основными  направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных образований, но и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды финансового контроля

Классификация финансового  контроля в теории финансового права  проводится по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль бывает предварительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т. п.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно — финансовых операций, когда проверяются  соблюдение норм и нормативов расходования товарно — материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, а также использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий организаций, смет бюджетных учреждений.

Можно выделить также  обязательный и инициативный финансовый контроль.1

Обязательный финансовый контроль проводится по следующим основаниям:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль осуществляется по решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды финансового  контроля:

Информация о работе Финансовый контроль в РФ: общие положения, правовые основы