Финансовый контроль в РФ: общие положения, правовые основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на тему «Виды и органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации» является изучение видов финансового контроля в РФ и органов, его осуществляющие.
В соответствии с целью данной курсовой работы автор поставил перед собой основную задачу — наиболее полно раскрыть сущность видов финансового контроля в РФ и органов, его осуществляющие.

Оглавление

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Понятие и значение финансового контроля, его вид..........5
1. 1 Понятие и значение финансового контроля........................................5
1. 2 Виды финансового контроля................................................................10
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ..15
2. 1 Министерство финансов РФ.................................................................15
2. 2 Министерство финансов РФ по налогам и сборам..........................17
2. 3 Счетная палата РФ………………………………………………........19
2. 4 Федеральное казначейство РФ…………………………………........21
2. 5 Комитет РФ по финансовому мониторингу….………………….....23
2. 6 Главное контрольное управление Президента РФ………………....25
2. 7 Органы местного самоуправления………………………..………...25
Заключение………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………………...………..29

Файлы: 1 файл

курсовая фин. право.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

а) представительных органов  государственной власти и местного самоуправления;

б) Президента или аппарата Президента РФ;

в) исполнительных органов  власти общей компетенции;

г) финансово — кредитных  органов;

д) ведомственный и  внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский (независимый).

Важнейшей частью финансового  контроля является государственный  финансовый контроль.4

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Большое значение для  развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Согласно Указу финансовый контроль включает в себя контроль:

  • за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных органов;
  • организацией денежного обращения;
  • исполнением кредитных ресурсов;
  • состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
  • предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов.

Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями министерств, ведомств, комитетов, других органов исполнительной власти, специально созданными в этих органах контрольно-ревизионными подразделениями. В МВД РФ, например, финансовый контроль осуществляется руководителями МВД, ГУВД и другими подразделениями непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной работой в системе МВД России осуществляет контрольно-ревизионное управление МВД России.

Основными задачами данного  контроля являются

— выявление  случаев  хищения  и  недостач денежных  средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины,

— разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих,

— принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Независимый финансовый контроль (аудиторский) осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами).

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон  от 7 августа 2001 г № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.5

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое, правовое консультирование и т д.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным  органом Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» оно осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующим органом) Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований, в том числе, необходимо наличие квалификационного аттестата аудитора, осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг, обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну и иные условия Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверки их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Аудиторская проверка завершается  составлением официального документа — аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составление заведомо ложного  аудиторского заключения влечет ответственность  в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое  заключение, также аннулирование  квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и другими нормативно — правовыми актами определены конкретные субъекты государственного финансового контроля.

К ним относятся:

  1. Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита);
  2. Налоговые органы;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Счетная палата РФ;
  5. Таможенные органы.

Контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов осуществляют и иные органы.

Рассмотрим компетенцию  некоторых специально созданных  федеральных органов исполнительной власти РФ, осуществляющих финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Министерство финансов Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым исполнением средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В составе Министерства финансов РФ был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, осуществляющий в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово — хозяйственной деятельности соответствующих субъектов.

В связи с передачей  Министерству финансов РФ функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера его деятельности как субъекта государственного финансового контроля значительно расширились.

Осуществляя государственный  финансовый контроль, Министерство финансов РФ имеет право:6

  • ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
  • взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 были созданы территориальные контрольно — ревизионные органы (управления) Министерства финансов РФ в субъектах РФ. Основной задачей этих органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

 Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам, созданное в соответствии с Указом Президента Р Ф от 23 декабря 1998 г. № 1635,осуществляло контроль за соблюдением законодательства о внесения в  соответствующие бюджеты государственных налогов и других обязательных платежей. С марта 2004 г. Министерство по налогам и сборам упразднено, а его функции переданы Федеральной налоговой службе Р Ф.

Для реализации указанных  задач налоговые органы выполняют  следующие функции:3

проводят непосредственно  и организует работу государственных  налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежей в бюджет;

производят в министерствах  и ведомствах, на предприятиях, в  учреждениях и организациях, у  граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

организуют работу государственных  налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного имущества;

осуществляют возврат  излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации и другие функции.

Налоговые инспекции  на территории субъектов Российской Федерации осуществляют функции, предусмотренные  законодательством для налоговых  органов.

Налоговые инспекции  осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами. В частности, передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. В свою очередь органы Министерства внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при  исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

2.3 Счетная палата Российской Федерации

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4 — ФЗ была создана Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной  палаты РФ:

определение целесообразности и эффективности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств  бюджета;

осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово — кредитных учреждений РФ и т. д.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ: общие положения, правовые основы