Основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:07, реферат

Краткое описание

Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Содержание финансового контроля, его значение и функции
в условиях рыночной экономики…………………………………...5
Формы финансового контроля……………………………………10
Виды и методы финансового контроля…………………………..12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА……………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

курс по финансам.docx

— 71.85 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3                                                                                                             

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

    1. Содержание финансового контроля, его значение и функции

              в условиях рыночной экономики…………………………………...5

    1. Формы финансового контроля……………………………………10
    2. Виды и методы финансового контроля…………………………..12                                                                                      

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА……………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....26                                                                                                  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27                                              
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Финансовый  контроль - совокупность действий и  операций по проверке финансов и связанных  с ними вопросов с применением  специфических форм и методов.

     Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

     Экономические и политические преобразования в  Российской Федерации в начале 90-х  годов привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы государственного финансового контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля.

     Возник  аудиторский контроль, т.е. появились  и начали действовать негосударственные  контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие на договорной основе (за определенную плату) по заказу самих предприятий  или соответствующих контролирующих и правоохранительных органов проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

     Финансовый  контроль государства обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что  является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль во многом помогает избежать ошибок, которые очень дорого обходятся в финансово-экономической сфере. 

     Кроме того, хорошо поставленная система  государственного финансового контроля способствует и достижению принципов  социальной справедливости, без чего нельзя сформировать доверие людей  к центральным и региональным властям. 

 

     Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

     1.1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики

     Финансовый  контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

     Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

     1) строго регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

     2) неотъемлемый элемент управления  финансами и денежными потоками  на макро-, и микро-уровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового  контроля.

     Финансовый  контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

     Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового  контроля обусловлена сложностью самой  категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

     Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.

     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

     Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики  страны.

     Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т. п.).

     Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

     Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  национального дохода; составления  и исполнения бюджета (бюджетный  контроль); финансового состояния  и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных  учреждений, а также налоговый  контроль; другие направления.

     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
  • содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
  • содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

     Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

     В государствах тоталитарного типа формы  организации и цели финансового  контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции.

     Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике.

     1.    Сужается сфера государственного  финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.

     2.    Происходит определенный сдвиг  от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

     Важную  роль в осуществлении финансового  контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля.                   Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем демократическому государству.

     1.2. Формы финансового контроля

     В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный  и негосударственный финансовый контроль.

     Государственный финансовый контроль — комплексная  и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Информация о работе Основы финансового контроля