Основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:07, реферат

Краткое описание

Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Содержание финансового контроля, его значение и функции
в условиях рыночной экономики…………………………………...5
Формы финансового контроля……………………………………10
Виды и методы финансового контроля…………………………..12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА……………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

курс по финансам.docx

— 71.85 Кб (Скачать)

     Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе  связанные с формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

     Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

     Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

     Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., - это  независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные  физические лица, прошедшие государственную  аттестацию и зарегистрированные в  качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе иностранные), имеющие  любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого  типа).

     Основными задачами аудиторского контроля являются следующие:

  • установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;
  • проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

     Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги.

     Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

     Мировое сообщество на основе многолетнего опыта  разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАК ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

     Из  этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

  1. результативность;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
  5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  6. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

     Принимая  законы, прямо или косвенно затрагивающие  систему организации финансового  контроля, государство ориентируется  на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве  существует свой регламент (порядок  и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

     1.3. Виды и методы финансового контроля

     Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим  критериям:

  1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний):
  • Обязательный - в силу требований законодательства либо в силу решения компетентного органа;

 Инициативного - самого хозяйствующего субъекта. 

  1. Время проведения:
  • Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.
  • Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей.
  • Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.
  1. Субъекты контроля:
  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский;
  1. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

     По  методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие пункты:

     1.         Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

     2.         Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

     3.         Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

     4.         Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

     5.         Ревизия — наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия производится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

     По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

     Полная  ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта контроля.

     Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов.

     Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную  и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и  эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета  и отчетности. Для проверки узких  технических и технологических  вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это  позволяет при проведении комплексной  ревизии обеспечить эффективность  и полноту ее результатов.

     Тематическая  ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет  выявить типичные недостатки или  нарушения и принять меры к  их устранению.

     В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и  комплексные ревизии.

     Сплошная  ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

     Выборочная  ревизия — это проверка определенной части первичных документов за тот  или иной промежуток времени. Как  правило, проверяют один месяц в  квартале, при обнаружении нарушений  переходят к сплошной ревизии.

     Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а  других — выборочным, что позволяет  ревизовать большие объекты с  высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

     На  основании проведенной ревизии  оформляется акт. по которому принимаются меры по устранению нарушении, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

     Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной (представительной) и  исполнительной власти РФ. На федеральном  уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной  власти, является Парламент РФ —  при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета и  отчета об его исполнении.

     Органом финансового контроля Совета Федерации  и Государственной Думы РФ (представительная власть) является Счетная палата РФ. Согласно Федеральному закону от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», она является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным  ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной  и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют  средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При  этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации  и органам местного самоуправления.

     По  результатам деятельности сотрудники Счетной палаты составляют представления  и направляют их руководителям проверенных  организаций для принятия мер  по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных  средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения предписания, при неоднократном нарушении по согласованию с Государственной

     Думой может быть принято решение о  приостановлении всех видов расчетных  операций нарушителя. При этом Счетная  палата не наделена правами применения административных мер воздействия  к нарушителям. На уровне субъекта Федерации  схожие задачи и функции выполняют  контрольно-счетные палаты.

Информация о работе Основы финансового контроля