Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующая на сегодняшний день система рыночных отношений предъявляет еще более высокие требования к финансовому планированию, чем система директивного управления, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие. Финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой и служит необходимым условием для рациональной организации работы во всех областях финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая работа планирование предприятия.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

    Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются:

   1. План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служит исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов). [6, c. 140]

    Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия.  В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

  2. План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия. Этот план заменяет ранее составляемый на предприятии план формирования и использования его финансовых ресурсов.

  Целью разработки этого плана является:

- определение объема и  источников формирования финансовых  ресурсов предприятия; распределение  финансовых ресурсов по видам  и направлениям его хозяйственной  деятельности;

- обеспечение постоянной  платежеспособности предприятия  на всех этапах планового периода.

   В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

   3. Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемого капитала предприятия на конец планового периода.

   Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде. [28, c. 130]

   Кроме перечисленных основных видов текущих финансовых планов на предприятии могут разрабатываться и другие их виды (например, программа реальных инвестиций в разрезе отдельных инвестиционных проектов, эмиссионный план и т.п.). Процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности. Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

   Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов. Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основных задач:

а) определение объема и  состава расходов, связанных с  деятельностью отдельных структурных  единиц и подразделений предприятия;

б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами  из различных источников.

   Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля и необходимой корректировки результатов этой деятельности. [2, c. 55]

Применяемые в процессе оперативного финансового планирования бюджеты  классифицируются по ряду признаков. По сферам деятельности предприятия выделяются бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящий квартал или месяц. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности. Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана поступления и расходования денежных средств по этой деятельности. [25, c. 66]

   Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели аналогичного раздела текущего плана поступления и расходования денежных средств. По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.  Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов:

1) текущие расходы; 

2) доходы от текущей  (операционной) хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют  собой издержки производства (обращения)  по рассматриваемому виду операционной  деятельности. Доходы от текущей  (операционной) хозяйственной деятельности  формируются в основном за  счет реализации продукции —  товаров или услуг.

   Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных средств, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. [13, c. 115]

   Он состоит из двух разделов:

1) капитальные затраты  (затраты на приобретение внеоборотных активов);

2) источники поступления  средств (инвестиционных ресурсов).

  По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат — например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно- управленческих расходов и т.п.

   По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. [6, c. 34]

  Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).

  Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям и декадам). Он состоит из следующих двух разделов:

а) график расходования денежных средств (или график предстоящих  платежей);

б) график поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы  платежей предприятия в предстоящем  периоде по всем (или конкретным) видам его текущих финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем  видам движения средств, по которым  имеется возвратный их поток; он фиксирует  сроки и суммы предстоящих  платежей в пользу предприятия.

   Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность. Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансово политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям. Стратегическими целями финансовой политики являются: максимизация прибыли; оптимизация структуры источников финансирования; обеспечение финансовой устойчивости; повышение инвестиционной привлекательности. [10, c. 170]

   Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами. Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

 

1.2. Основные этапы  финансового планирования

   В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.

   В процессе разработки финансового плана определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации, денежные накопления, амортизация, объем и источники финансирования намечаемых на планируемый период инвестиций, потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия, распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.[5,c. 40]

   Процесс финансового планирования включает несколько этапов. Последовательность финансового планирования включает следующие пять основных стадий.

1. Долгосрочное целеполагание.  С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы основная цель достигается с помощью обширного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный передел собственности); формирование целевой структуры капитала; обеспечения ликвидности ценных бумаг фирмы; оптимизация размера капитала; выбора между внешним (слияние или поглощение) и внутренним ростом капитала.

2. Составление долгосрочных  финансовых планов. На стадии  финансового прогноза описывают  то, каким образом фирма достигнет  поставленных целей. Основное  внимание уделяется обоснованию  выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных затрат  по годам, выбору источников  привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника.

3. Составление краткосрочных  финансовых планов включает формирование  краткосрочных программ финансирования, принятие решений по оборотному  капиталу и планирование объемов  текущих активов. Основой краткосрочного  планирования является прогноз  денежных потоков.

4. Обоснование отдельных  статей расходов (процесс индивидуального  бюджетирования): план (бюджет) сбыта. производства, смета прямых затрат на материалы, оплату труда, смету административных расходов, нормативы оборотных активов и др. Бюджет определяет потребность в ресурсах для достижения конкретного результата и служит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат.

5. Разработка консолидированного  бюджета Индивидуальные бюджеты  объединяются в единый консолидированный  бюджет, на основе которого могут  быть оценены денежные потоки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) и разработаны  планы финансовых показателей.  Основными финансовыми бюджетами  являются прогноз потока денежных  средств (бюджет денежных средств  или кассовый план), план доходов  и расходов (предварительный отчет  о финансовых результатах), прогнозный  баланс. [11, c. 10]

   На первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового  планирования, а отчетный бухгалтерский  баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для  внутрифирменного пользования. Внешний  баланс, обычно составляющийся для  публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные размеры  прибыли. [32, c. 71]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии