Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет.

Регулирование включает комплекс законодательно установленных норм, правил или систем мер, обуславливающих стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеют первостепенное значение. Планирование определяет стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению. Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в Республике Беларусь связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области социально-экономического планирования. Необходимость государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на социально-экономическое развитие страны, координации всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы и т.п.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Финансовое планирование в системе управления финансов …………...…..5
Понятие, необходимость и задачи финансового планирования ...…..5
Исторический аспект развития финансового планирования ……….10
Общие признаки и принципы финансового планирования ……..…16

2 Этапы и методы финансового планирования ……………………………….18
Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и

текущем плановых периодах …………………………………...……18
Расчет плановых показателей ………………………………………..20
Составление финансового плана как документа ……………..….…22

3 Развитие финансового планирования в условиях рыночных преоб-

разований …………………………………………………………………...…23

3.1 Проблемы финансового планирования в Республике Бела-

русь в условиях суверенитета и рыночных преобразований

(1991 – 2009 гг.) ……………………………………………………………23

3.2 Состояние финансового планирования в современном мире

и Республике Беларусь. Перспективы развития …………………………28

Заключение ………………………………………………………………………37

Список использованной литературы …………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Теория финансов.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    Важным  этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., когда начал осуществляться переход к экономическим методам управления. В стране было предусмотрено расширение сферы товарно-денежных отношений в качестве необходимой базы для усиления материального стимулирования и повышения эффективности общественного производства. Среди других показателей на первое место была поставлена прибыль. С помощью цен стимулировалось производство товаров более высокого качества путем установления надбавок к ценам. Для товаров пониженного качества предусматривались скидки. В результате в экономическом развитии страна добилась существенных успехов.

    Для последующих пятилетних планов было характерно упорное стремление следовать пропорциям восьмой пятилетки, хотя экономика явно сопротивлялась этому. Снижение темпов экономического роста ограничивало объем ресурсов, которые могли быть направлены на социальные нужды. Плановики понимали, что решение этих проблем возможно лишь в условиях резкого повышения эффективности общественного производства. Кроме того, принималось множество решений директивного характера о развитии отдельных отраслей и регионов, которые считались обязательными для учета в планах. Нередко Госплан СССР, приступая к разработке очередного плана, обнаруживал, что объемы капитальных вложений на плановый период по большинству отраслей заранее определены вышедшими решениями. Народнохозяйственные пропорции уже в планах деформировались, так как плановики обязаны были максимально выполнить директивные решения. Следующий этап связан с принятием в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы", которым предусматривалось усиление роли пятилетних планов и расширение применения норм и нормативов при их формировании. Однако это постановление практически не реализовывалось и в конце 80-х гг. стала осуществляться коренная перестройка управления экономикой.

    В 1987 г. был разработан и принят сборник документов "О коренной перестройке управления экономикой", среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". Деятельность Госплана подверглась резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечению условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократилось количество утверждаемых показателей. С 1988 г. предприятиям стали доводиться контрольные цифры-ориентиры, государственный заказ, лимиты и экономические нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер.

    Последующие этапы совершенствования планирования (с начала 90-х гг.) связаны с  переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ начали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений [6, стр. 16]. 

    Мощным  толчком в развитии планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

    В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно- кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

    В 1944 г. К. Ландауэр в книге «Теория  национального экономического планирования»  предложил систему планирования, очень похожую на ту, которая позже стала известна как «индикативное планирование», в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечением информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

    В послевоенные годы планирование на макроуровне стало предметом широких дискуссий с целью не только избежания кризисов, но и регулирования процессов распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора экономике дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

    В 50-е гг. во многих странах произошел  отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе – с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то вначале 60-х гг. создаются специальные плановые органы: во Франции – Генеральный комиссариат по планированию; в Японии – Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах – Центральное плановое бюро; в Канаде – Экономический совет.

    Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени  интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

    Каждая  страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям [6, стр. 21]. 

 

     1.3 Общие признаки и принципы финансового планирования 

    На  всех этапах исторического развития и уровнях управления финансовое планирование обладало общими признаками, которые позволяют выделить его из единой системы планирования. К ним можно отнести особые объекты, сферы планирования, цель и характер планирования, форму основных показателей:

     - объектом финансового планирования  всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления, на которую оказывает существенное влияние движение финансовых ресурсов, опосредующих их финансовых отношений и возникающих стоимостных пропорций;

    - сфера его действия охватывает  в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств;

    - финансовое планирование обращено  к стоимостной стороне воспроизводства, его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности;

    - финансовые показатели, задания,  планы всегда рассчитываются  в стоимостной форме, носят синтетический характер, базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий производится не просто перерасчет натуральных данных в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, выбор рациональных форм мобилизации доходов, их распределения исходя из целесообразности и конечных результатов.

    Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает более осознанный учет его основных принципов. В отечественной экономической литературе существует разный подход к определению принципов финансового планирования. Между тем принципы как основные положения данной стадии управления (от латинского слова principum – основа, первоначало) остаются едиными для всех эпох и этапов развития. Меняются не принципы планирования, а лишь механизм их реализации, методы в зависимости от уровня развития производительных сил, науки и многих других факторов.

    Принципы  финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

  1. Принцип объективной необходимости предусматривает использование финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движений денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий.
  2. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Этот принцип предполагает тесную увязку перспективных и годовых (текущих) финансовых планов, что достигается продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач в годовых планах. Непрерывность финансового планирования позволяет ликвидировать разрывы между текущими и стратегическими целями [9, стр. 38].
  3. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели. Принцип единства финансовых планов проявляется в единстве финансовой политики, едином разделении ВВП, единой методологии финансовых расчетов.
  4. Принцип участия означает, что каждый специалист становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
  5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности  
    изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности».
  6. Принцип точности предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы.
  7. Принцип научной обоснованности заключается в проведении расчетов финансовых показателей на основе определенных методик с учетом предварительного опыта, экономико-математических методов, которые предусматривают многовариантность расчетов и выбор самого оптимального из них. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника.
  8. Принцип приоритетности означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела.
  9. Принцип стабильности предусматривает неизменность показателей финансовых планов [11].
 

 

 

     2. Этапы и методы  финансового планирования 

    Методология планирования – это совокупность основных приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретной науки. Философский метод познания содержит диалектику, основу которой составляют наиболее общие законы развития природы и общества, а также принципы научного мышления: индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение, эксперимент. Используются законы как формальной, математической, так и диалектической логики. Планирование экономического и социального развития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы.

    Основу методологии планирования составляют как общие, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. 

    Финансовое  планирование охватывает ряд этапов: 

    
    1. Анализ  выполнения финансового  плана в предыдущих и текущем плановых периодах

    

    На  этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период  путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

         В рамках финансового планирования  применяются следующие виды экономического  анализа:

  • горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

Информация о работе Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики