Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет.

Регулирование включает комплекс законодательно установленных норм, правил или систем мер, обуславливающих стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеют первостепенное значение. Планирование определяет стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению. Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в Республике Беларусь связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области социально-экономического планирования. Необходимость государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на социально-экономическое развитие страны, координации всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы и т.п.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Финансовое планирование в системе управления финансов …………...…..5
Понятие, необходимость и задачи финансового планирования ...…..5
Исторический аспект развития финансового планирования ……….10
Общие признаки и принципы финансового планирования ……..…16

2 Этапы и методы финансового планирования ……………………………….18
Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и

текущем плановых периодах …………………………………...……18
Расчет плановых показателей ………………………………………..20
Составление финансового плана как документа ……………..….…22

3 Развитие финансового планирования в условиях рыночных преоб-

разований …………………………………………………………………...…23

3.1 Проблемы финансового планирования в Республике Бела-

русь в условиях суверенитета и рыночных преобразований

(1991 – 2009 гг.) ……………………………………………………………23

3.2 Состояние финансового планирования в современном мире

и Республике Беларусь. Перспективы развития …………………………28

Заключение ………………………………………………………………………37

Список использованной литературы …………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Теория финансов.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    В Южной Корее сегодня особое  внимание в государственных планах  уделяется поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению в транснациональные корпорации ("Хендэ", "Самсунг", "Деу" и др.).

    В ЕС составляются кратко- и  среднесрочные программы хозяйственного  развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных экономик.

    Страны мира в основном применяют  индикативное, т.е. рекомендательное, планирование. За прошедшие три пятилетия в развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе планирование носило конъюнктурный, на втором – структурный и на третьем – стратегический характер.

    В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический совет, в Нидерландах – Центральное плановое бюро.

    По мере интернационализации  рынков различных стран увеличивается  опасность паралича кредитно-финансовой системы, в том числе за счет скоординированных действий крупных спекулянтов. Чтобы противостоять этому, применяются различные меры предупреждения, в том числе путем проведения активной политики в области экономической жизни общества. В перспективе развитие планирования по мнению специалистов, будет характеризоваться, во-первых, усилением роли планирования после периода либерализации экономик капиталистических стран; во-вторых, технологической и институциональной модернизацией экономики стран, которая должна начаться после кризиса.

    Планы широко используются также  на уровне предприятия. Многие  фирмы, и не только крупного бизнеса, регулярно выполняют экономические расчеты на будущее. Развитие экономических отношений и рост экономического потенциала стран усиливают роль внутрифирменного планирования.

Корпоративная и государственная собственность  определяют необходимость единой статистической отчетности в мире, планирования с учетом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности.

    В настоящее время планирование  опирается на развитый математико-статистический  инструментарий и насчитывают  сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.

    В сложном положении находится  теория и практика планирования  в нашей стране. Накопленный в  прошлом опыт оказался неприемлемым  в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления. И если принципы планирования в корне не меняются, то методический потенциал меняется существенно. Процессы достижения рыночного равновесия, с одной стороны, и внутрихозяйственного планирования, с другой, имеют ряд принципиально общих черт.

Свойства  алгоритмов оптимизации действий позволяют  придать строгий теоретический смысл и математическое выражение многим институциональным характеристикам рыночной экономики. Поэтому творческое и адекватное использование наработок советской методологии планирования, очевидно, может быть востребовано рынком. Так, ранее разработанная в СССР система СОФЭ – система оптимального функционирования экономики, построенная на использовании ЭВМ с учетом государственной системы сбора и обработки информации, по мнению специалистов, после соответствующей доработки может быть эффективна и в новой экономической системе. Ее основу составляют процедуры согласования планов на макро- и микроуровнях с помощью цен и экономических нормативов [5]. 

    Развитие  рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республики Беларусь требует реформирования бюджета и бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. 

    Концепция реформирования бюджета  и бюджетного процесса РБ в условиях трансформационной  экономики 

    На  стадии планирования 

    В области планирования доходов

  1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта, переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
  2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
  3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения, разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
  4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов, усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
  5. Совершенствование налогового планирования, оптимизация налоговой нагрузки.
  6. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
  7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.
  8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц.
  9. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании налогообложения.
 

    В области планирования расходов на отрасли  хозяйства

  1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета. Приоритетность в расходах должна быть обеспечена не путем резервирования средств в целевых фондах, а посредством преимущественного финансирования при условии эффективного использования государственных финансовых ресурсов.
  2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета. Это предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием.
  3. Провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.
  4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.
  5. Направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям.
  6. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это, в первую очередь, имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.
  7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.
  8. Повысить уровень планирования расходов бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.
 

    В области планирования расходов на социально-культурные мероприятия

  1. Закрепление в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную  сферу, в общем объеме расходов государственного бюджета.
  2. Реструктуризация источников финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы; постепенное сокращение традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников в виде средств населения, предприятий и организаций.
  3. Прогнозирование пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы.
  4. Расширение перечня платных услуг с целью создания условий для формирования собственных (внебюджетных) доходов учреждений, разработка методологической базы для планирования внебюджетных поступлений.
  5. Научное обоснование норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы.
  6. Разработка механизма корректировки норматива бюджетной обеспеченности с учетом региональных особенностей и на этой основе повышение обоснованности расходов, качественного уровня их планирования.
 

    В области межбюджетных отношений

    При решении вопросов распределения  доходов и расходов между бюджетами различных уровней следует исходить из следующих положений:

    - степень обеспеченности собственными  доходами местных бюджетов должна  быть необходимой и достаточной;

    - максимальная децентрализация доходов  не согласуется с экономическими интересами других участников межбюджетных отношений. Предоставление исчерпывающих налоговых полномочий местным властям может привести к неравенству налоговых режимов, миграции экономических агентов, дифференциации условий инвестирования и т. п.;

    - закрепление расходных функций  за бюджетами различных уровней  должно обеспечить высокое качество  и эффективность государственных  услуг. Учитывая этот факт, местным бюджетам следует передавать расходы, связанные с удовлетворением социально-культурных нужд населения, обеспечивающих функционирование непроизводственной инфраструктуры (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, общественный транспорт, охрана окружающей среды, благоустройство и т. п.). Однако максимальная децентрализация указанных расходов в ряде случаев имеет ограничения;

    - существует целый ряд услуг,  которые экономически целесообразно  закрепить за вышестоящим уровнем управления, чтобы избежать дублирования услуг местными администрациями либо для обеспечения экономии государственных средств. Кроме того, за бюджетами вышестоящего уровня целесообразно оставить некоторые расходы, влияющие на распределение доходов между социальными группами населения. При передаче их на местный уровень управления государство утрачивает возможности по макроэкономическому регулированию социальных процессов;

    - степень децентрализации расходов  ограничена наличием доходных  источников местных бюджетов, достаточных для обеспечения расходных функций. Имеется ввиду обеспечение равенства доходов и расходных функций региональных бюджетов.

    В связи с этим необходимо:

    - обеспечить оптимальное распределение  бюджетных ресурсов между уровнями  бюджетной системы в соответствии с общей бюджетной политикой переходного периода;

    - обеспечить соответствие доходов  расходным функциям региональных  бюджетов и на этой основе  – общее бюджетное равновесие;

    - обеспечить эффективное сочетание  метода закрепления налогов и  долевого их распределения при формировании доходов местных бюджетов;

      - укрепить доходную базу местных бюджетов в целях повышения финансовой самостоятельности регионов путем расширения перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов;

    - провести реструктуризацию доходов  региональных бюджетов, определить оптимальное соотношение между источниками их формирования, установив в законодательном порядке уровень собственных и закрепленных доходов в общем объеме доходов, обеспечить увеличение непосредственно собственных доходов местных бюджетов;

    - установить предельный размер  местных налогов и сборов в  процентах к общему объему  собственных доходов для устранения  различий в региональной среде налогообложения;

    - обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений;

    - разработать единые подходы к  организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов;

    - обеспечить сокращение уровня  дотаций в доходах местных  бюджетов, сохранив дотационность  местных бюджетов статей расходов, законодательно ограничив ее уровень;

    - установить предельный размер  участия республиканского бюджета  в покрытии дефицита региональных бюджетов;

    - обеспечить максимальную замену  дотаций субсидиями и субвенциями  с усилением контроля за целевым  их использованием;

    - изучить возможность развития местных займов в условиях расширения функций регионов и укрепления их доходной базы собственными доходными источниками;

    - изучить возможность создания  муниципальных банков развития, предназначенных для оказания финансовой помощи;

    - повысить эффективность межбюджетных отношений и бюджетных потоков, обеспечивающих балансирование доходов и расходов региональных бюджетов, а также выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности, достигая как горизонтального, так и вертикального выравнивания;

Информация о работе Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики