Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет.

Регулирование включает комплекс законодательно установленных норм, правил или систем мер, обуславливающих стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеют первостепенное значение. Планирование определяет стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению. Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в Республике Беларусь связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области социально-экономического планирования. Необходимость государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на социально-экономическое развитие страны, координации всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы и т.п.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Финансовое планирование в системе управления финансов …………...…..5
Понятие, необходимость и задачи финансового планирования ...…..5
Исторический аспект развития финансового планирования ……….10
Общие признаки и принципы финансового планирования ……..…16

2 Этапы и методы финансового планирования ……………………………….18
Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и

текущем плановых периодах …………………………………...……18
Расчет плановых показателей ………………………………………..20
Составление финансового плана как документа ……………..….…22

3 Развитие финансового планирования в условиях рыночных преоб-

разований …………………………………………………………………...…23

3.1 Проблемы финансового планирования в Республике Бела-

русь в условиях суверенитета и рыночных преобразований

(1991 – 2009 гг.) ……………………………………………………………23

3.2 Состояние финансового планирования в современном мире

и Республике Беларусь. Перспективы развития …………………………28

Заключение ………………………………………………………………………37

Список использованной литературы …………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Теория финансов.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

 

     Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Финансовое  планирование в системе управления финансов …………...…..5

    1. Понятие, необходимость и задачи финансового планирования ...…..5
    2. Исторический аспект развития финансового планирования ……….10
    3. Общие признаки и принципы финансового планирования ……..…16

2 Этапы и методы финансового планирования ……………………………….18

    1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и

      текущем плановых периодах …………………………………...……18

    1. Расчет плановых показателей ………………………………………..20
    2. Составление финансового плана как документа ……………..….…22

3 Развитие финансового планирования в условиях рыночных преоб-

разований …………………………………………………………………...…23

3.1 Проблемы финансового планирования в Республике Бела-

    русь  в   условиях суверенитета и рыночных преобразований

    (1991 –  2009 гг.) ……………………………………………………………23

    3.2 Состояние финансового планирования в современном мире

    и Республике Беларусь. Перспективы развития …………………………28

Заключение ………………………………………………………………………37

Список  использованной литературы …………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

    Главной отличительной чертой современной  экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет.

    Регулирование включает комплекс законодательно установленных  норм, правил или систем мер, обуславливающих  стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеют первостепенное значение. Планирование определяет стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению. Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в Республике Беларусь связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области социально-экономического планирования. Необходимость государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на социально-экономическое развитие страны, координации всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы и т.п.

    В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в Республике Беларусь предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений [8, стр. 12].

    Происходящие  в стране экономические перемены требуют адекватного изменения в области финансовых отношений как на микроуровне - на уровне предприятий различных форм собственности, так и на макроуровне - в части финансовых отношений, охватывающих государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды и фонды страхования.

    Весь  комплекс проблем и вопросов, связанных финансовым планированием на макро- и микроуровне, нуждается в изучении теории и практики принятия управленческих решений в области финансового планирования.

    В данной курсовой работе будут рассмотрены особенности финансового планирования в масштабах государства.

    Общая цель работы – изучить сущность, признаки, принципы, этапы и методы финансового планирования, проследить развитие финансового планирования в условиях рыночного преобразования, выявить проблемы, существующие на современном этапе, определить перспективы развития.

    В ходе работы применяется метод теоретического анализа мнений различных специалистов по вопросу осуществления финансового планирования как элемента государственного регулирования экономики.

    Теоретической основой данной курсовой работы являются материалы исследования экономистов по смежным проблемам, как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе работы таких авторов, как Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Епифанов В.А., Паньковский А.А., Грязнова А.Г., Маркина Е.В.; статистические материалы и данные изданий периодической печати. 
 
 
 
 

 

  1. Содержание  финансового планирования
    1. Понятие, необходимость и задачи финансового планирования

    

    Планирование  представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность во времени и количественно.

    План  – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению  социально-экономических задач. В  нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

    При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются:

  1. Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.
  2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.
  3. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т. е в итоге не будет реализована поставленная задача.

    Прежде  чем приступить к процессу планирования, как правило проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных.

    Современные условия хозяйствования требуют  максимального расширения сферы и совершенствования методов планирования. Чем выше качество планов, тем более весомым  будет их вклад в общественное развитие.

    Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений [6, стр. 5].

    В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объёма, направление наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях [7, стр.91].

     Финансовое планирование – осуществляемое  планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов [1].

     Необходимость финансового планирования  как особой сферы плановой  деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

     Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Т. е. к объектам финансового планирования относятся:

  1. Движение финансовых ресурсов на всех уровнях управления.
  2. Финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.
  3. Стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов [9, стр. 36].

    Соответственно  субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

     В ходе планирования финансовых  ресурсов и финансовой деятельности  устанавливаются параметры финансовой  системы, величина и источники  финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. Информационной базой для финансового планирования на макроуровне являются прогнозы социально-экономического развития (страны или региона), программы, национальные проекты, бизнес-планы. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития регионов, отраслей, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

     В этой связи финансовое планирование  на макроуровне можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики государства, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

     Следовательно, финансовое планирование  создаёт условия для реализации  финансовой политики государства.  Посредством финансового планирования  намечаются пропорции распределения  финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объёмом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объёмом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределении средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разного уровней, государственных внебюджетных фондов; создаёт предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

     Можно сделать вывод, что финансовое  планирование на макроуровне представляет совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, документах, определяющих финансовую политику.

     Цель финансового планирования  на макроуровне – обеспечение  финансовыми ресурсами (по объёму, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и с учётом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объёмов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ – финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение разделов целевых программ.

Информация о работе Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики