Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет.

Регулирование включает комплекс законодательно установленных норм, правил или систем мер, обуславливающих стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеют первостепенное значение. Планирование определяет стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению. Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в Республике Беларусь связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области социально-экономического планирования. Необходимость государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на социально-экономическое развитие страны, координации всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы и т.п.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Финансовое планирование в системе управления финансов …………...…..5
Понятие, необходимость и задачи финансового планирования ...…..5
Исторический аспект развития финансового планирования ……….10
Общие признаки и принципы финансового планирования ……..…16

2 Этапы и методы финансового планирования ……………………………….18
Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и

текущем плановых периодах …………………………………...……18
Расчет плановых показателей ………………………………………..20
Составление финансового плана как документа ……………..….…22

3 Развитие финансового планирования в условиях рыночных преоб-

разований …………………………………………………………………...…23

3.1 Проблемы финансового планирования в Республике Бела-

русь в условиях суверенитета и рыночных преобразований

(1991 – 2009 гг.) ……………………………………………………………23

3.2 Состояние финансового планирования в современном мире

и Республике Беларусь. Перспективы развития …………………………28

Заключение ………………………………………………………………………37

Список использованной литературы …………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Теория финансов.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

    На   данном   этапе    финансового  планирования   экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению. 

 

    
    1. Расчет плановых показателей

       

      На этом этапе финансового  планирования осуществляется расчет  плановых показателей – числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

         Расчет показателей базируется  на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

         Реальность показателей финансовых  планов во многом зависит от  выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложных решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

         В практике финансового планирования  используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • Экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • Нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование;
  • Индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен – индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • Программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации.
 

 

    
    1. Составление финансового  плана как документа
 

    На  третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

         На этом этапе используется  балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

         Кроме того, в рамках третьего  этапа финансового планирования  в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут применяться следующие критерии выбора:

  • максимум доходов бюджета;
  • минимум текущих расходов бюджета;
  • минимум непроцентных расходов бюджета;
  • максимальная эффективность расходов бюджета;
  • максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета.
 

 

     3 Развитие финансового  планирования в условиях рыночных преобразований

    3.1 Проблемы финансового планирования в Республике Беларусь в условиях суверенитета и рыночных преобразований (1991 – 2009 гг.)

    Главным финансовым планом Республики Беларусь является республиканский бюджет, который обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

    Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

    Из  средств республиканского бюджета  могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

    Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год [4].

    До 1991 г. государственный бюджет БССР являлся  составной и неотъемлемой частью государственного бюджета СССР. Бюджетный процесс в республике регламентировался законодательством СССР. Верховному Совету СССР принадлежало право не только утверждать государственный бюджет СССР, но и устанавливать объемы государственных бюджетов союзных республик в общей сумме доходов и расходов. При этом разработанный республикой проект бюджета, как правило, неоднократно уточнялся Министерством финансов СССР с точки зрения соответствия доводимым центром показателям и только потом утверждался Верховным Советом республики.

    Таким образом, государственный бюджет БССР составлялся, рассматривался, утверждался и исполнялся в условиях жесткого диктата центральных органов власти и законодательства, ограничивающего права республики по управлению бюджетным процессом.

    Коренные  изменения в бюджетном процессе произошли в связи с провозглашением суверенитета республики. Первый самостоятельный бюджет государства был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР, концепции экономического суверенитета БССР, Основных положений программы перехода БССР к рыночной экономике и имел ряд особенностей.

    Бюджет 1991 г. был утвержден 21 декабря 1990 г. Верховным  Советом БССР как Закон БССР и  с этого времени не включался  в состав никакого другого бюджета. В нем отражались следующие показатели: объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита, нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др. Республиканский бюджет БССР составил по доходам 6,9 млрд. руб. и по расходам – 8,5 млрд. руб., предельный размер дефицита – 1,6 млрд. руб. Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. Дефицит консолидированного бюджета по уточненному плану составил 3,7 млрд. руб., или 11,6% к расходам бюджета и 13,1% к объему доходов.

    В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения  с союзным бюджетом по поводу передачи в союзный бюджет части доходов. Однако в бюджет республики уже полностью начислялись налог с оборота и подоходный налог с населения, поступающие на ее территории. Курс на рыночные преобразования способствовал появлению в бюджете доходов от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности. Они планировались на уровне 3,8% от объема доходов консолидированного бюджета.

    В доходной части бюджета планировались  и целевые поступления, в частности в фонд финансирования республиканских и региональных социальных программ в размере 2,2% от всех доходов государственного бюджета. Кроме того, в доходах бюджета отражались средства целевых фондов - республиканского и местных дорожных фондов, которые были образованы в целях аккумулирования средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Вводился целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Предусматривались меры по укреплению местных бюджетов. Наряду с отчислениями от общегосударственных налогов и доходов, отдельным областям передавался почти весь контингент налога с оборота, поступающего на их территории.

    В расходной части бюджета происходит переориентация направлений бюджетных  средств. Предусматривается снижение расходов на народное хозяйство: они планировались на уровне 58,4% (в 1989 г. – 62,7%) расходов консолидированного бюджета. Значительную их часть, 49,5% государство направляло на возмещение разницы в ценах, государственные дотации на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов, надбавки к закупочным ценам на сельхозпродукцию.

    Принимая  во внимание возможность негативных последствий воздействия рыночных отношений на развитие отраслей экономики, других непредвиденных событий, в бюджете на 1991 г. было предусмотрено образование резервных фондов: фонда стабилизации экономики, резервного фонда Совета министров и фондов непредвиденных расходов исполкомов местных Советов.

    Необходимость поддержать реальный сектор экономики  в условиях формирования рыночных отношений не позволила увеличить расходы на социально-культурные мероприятия. Однако для поддержания уровня жизни населения в условиях инфляции в бюджете предусматривались расходы на индексацию их доходов.

    Впервые в Законе «О государственном бюджете  Белорусской ССР на 1991 год» в связи  с запланированным дефицитом  бюджета определены мероприятия по его сокращению: более полная мобилизация доходов т разгосударствления собственности; привлечение на добровольной основе свободных средств предприятий, организаций и населения; выпуск облигаций и других ценных бумаг; расширение платных видов услуг, оказываемых населению; упорядочение системы льгот и компенсаций работающим гражданам; жесткий режим экономии в расходовании средств.

    В Законе БССР «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР», принятом в марте 1991 г., впервые был определен статус местных бюджетов как самостоятельных единиц в бюджетной системе республики.

    Более глубокие изменения в бюджете  происходят с 1992 года. Начиная с этого  времени формирование доходной части  бюджета стало осуществляться на основе собственного налогового законодательства, которое предусматривало гарантии независимости республики как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов (Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законы об отдельных видах налогов). Вводился механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционирует система косвенных налогов, включающая налог на добавленную стоимость и акцизы. Исходя из принципов государственного суверенитета, республика самостоятельно регулирует вопросы внешнеэкономической деятельности. В этой связи в доходы бюджета Беларуси поступали налог на экспорт и импорт, таможенные пошлины и другие доходы, взимаемые таможенной службой.

    Введение  более прогрессивных налогов, отвечающих требованиям рыночной экономики, предполагало отмену ряда ранее действующих налогов и отчислений в бюджет (налог с оборота, налог с продаж и др.). С учетом этих замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в размере 91,5 млрд. руб., с ростом против уточненного плана 1991 г. в 3,3 раза.

    При разработке расходной части бюджета на 1992 г. Министерство финансов республики исходило из необходимости увеличения расходов в связи с приобретением республикой независимости, а также комплекса мер по социальной защите в условиях либерализации цен и перехода к рыночным отношениям. Объем консолидированного бюджета по расходам был определен в сумме 97,3 млрд. руб. и увеличился в 3 раза против уточненного плана на 1991 г. Дефицит консолидированного бюджета утверждался в размере 5,8 млрд. руб., или 6% от расходов.

    Выразительной особенностью бюджета стало усиление его социальной ориентации. Из бюджета, кроме его обычных затрат, финансировались расходы, связанные с поддержанием жизненного уровня населения. Республика взяла курс на развитие наукоемких отраслей, в связи с чем в бюджете 1992 г. увеличились затраты на науку.

    Беларусь  стала суверенной, возникла необходимость  предусмотреть в бюджете расходы  на финансирование обороны, выпуск национальной валюты и других ценных бумаг. По этой же причине наблюдался значительный рост расходов на содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления. Планировались расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга.

Информация о работе Финансовое планирование как элемент государственного регулирования экономики