Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:43, контрольная работа

Краткое описание

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Файлы: 1 файл

управление фин рынками.docx

— 24.36 Кб (Скачать)

Негосударственная  образовательная  автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования

Самарский институт бизнеса  и управления

Факультет  экономики и управления 
 

Контрольная работа

по  дисциплине «Управление финансовыми рынками»

тема: «Государственное финансовое регулирование экономики» 
 
 

Выполнил  студент 

Борисова  Е.И.

Группа Б 308-3,5

Проверил  преподаватель:

Болгов С.А.

Дата  сдачи:____________

Дата  проверки:_________

Оценка:_______________

Самара 2011

Государственное финансовое регулирование  экономики 

В целях  корректировки со стороны государства  развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование  экономики - это процесс целенаправленного  и последовательного применения государством форм и методов финансового  воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

     То  есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в  целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают  государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного  воспроизводства. Цель финансового  регулирования - установление пропорций  распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро  и макро уровне.

     Исторически возникший вопрос о необходимости  вмешательства финансового регулирования  со стороны государства кажется  несостоятельным. Ведь всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для:

- обеспечения  общих условий жизнедеятельности  и правовой реализации экономических  решений (безопасности существования  соответствующей национально-территориальной  общности, установления и поддержания  правового режима, направленного  не защиту прав собственности  и свободное развитие личности, на поддержание и развитие  эффективной конкуренции);

- проведения  стабилизационных мероприятий (регулирования  темпов экономического роста,  уровня инфляции и занятости,  поощрения прогрессивных сдвигов  в отраслевой и региональной  структуре экономики, поддержания  внешнеэкономического равновесия  и курса национальной валюты);

- осуществления  социально-ориентированного перераспределения  ресурсов (организации производства  нужных обществу благ, которыми  не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня  заработной платы, пенсий, пособий,  помощи социально незащищенным  гражданам, осуществления индексации  фиксированных доходов).

     Предпосылками осуществления государственного финансового  регулирования экономики являются следующие исходные основания:

1. Учет  действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку  процесс финансового регулирования  протекает по субъективно намеченному  направлению финансовой политики  и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях. А в противном случае  будет проявляться реакция отторжения  форм и методов финансового  механизма в реальной экономической  жизни.

2. Разработка  научно обоснованной стратегической  программы развития общества, выражающей  коренные интересы всех его  членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление,  которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих  структур; допускается корректировка  тактического характера по непредвиденным  обстоятельствам.

3. Наличие  демократической системы выражения  взглядов и представляющих их  демократических институтов для  возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения,  социальных, национальных, профессиональных  групп. 

4. Наличие  в стране отлаженной законодательной  системы, четко и оперативно  реагирующей на отступление от  норм и правил поведения в  хозяйственной деятельности.

     Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная  перестройка экономики с постепенным  развитием возможно большего набора производств по технологическим  переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных  и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) демонополизация  хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в  формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

г) возможность  свободного беспрепятственного перемещения  подвижных факторов производства (капиталов  в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

     Классификация государственного регулирования  экономики

Весь  процесс регулирования экономики  характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Приложение 1). Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы. Типы включают:

· экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)

·административное.

     Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

     Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

     Наиболее  многочисленными элементами классификации  являются методы регулирования, которые  могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д. Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

1) валютный  курс;

2) процентные  ставки на денежный капитал;

3) курсы  международных платежных средств  и ценных бумаг;

4) разнообразные  методы страхования от валютных  рисков.

     Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого  или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в  финансовые фонды и их использования.

     Элементы  системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

     Применяемые элементы-регуляторы действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому  государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое  положение и социальное состояние  общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

     Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных  форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

     В процессах регулирования экономики  необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом  плане. Состояние макроэкономического  равновесия предполагает сбалансирование  важнейших экономических параметров, таких, как: 

1) спроса  и предложения; 

2) товарной  и денежной масс;  

3) сбережений  и инвестиций; 

4) инфляции  и безработицы; 

5) производительности  труда и его оплаты; 

6) финансовых  ресурсов и социально-экономических  потребностей общества; 

7) доходов  и расходов государственного  бюджета; 

8) размеров  бюджетного дефицита и источников  его покрытия; 

9) актива  и пассива платежного баланса.

     Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений  вызовет одновременно дисбаланс  в одном или нескольких других.

     Кроме того, на макроэкономический уровень  выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость  сбалансирования потребностей и  ресурсов на последующих уровнях  хозяйствования, которые интегрируют  компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры  и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как  и для любой экономической  системы) свойственно «нормальное  состояние «неравновесия», которое  отражает на данный момент вынужденное  динамическое равновесие действующих  в обществе противоречивых сил и  тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправленных интересов. Совокупность множества таких частичных  состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических  параметров, с большей или меньшей  степенью удовлетворяющих потребности  с учетом возможностей экономических  агентов и, соответственно, отклоняющуюся  от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и  методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в  другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических  параметров и обеспечивающее более  эффективное использование ресурсов общества.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики