Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента государственного финансового регулирования страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы государственного финансового регулирования, его функций;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
определение роли государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 4
1.1 Бюджет – как основа государственного финансового регулирования. 4
1.2 Общее понятие государственного бюджета 5
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 12
2.1 Источники формирования расходования средств государственного бюджета. 12
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-моя.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Содержание

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                                                                   31 
Введение
 

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное финансовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

   Бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений

     Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной  системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.

      Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно является средством государственного финансового регулирования, следовательно, он влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих государственному финансовому регулированию свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в  общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента государственного финансового регулирования страны, выражающего экономические отношения в обществе.

     Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

  • раскрытие содержания государственного бюджета как основы государственного финансового регулирования, его функций;
  • рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
  • определение роли государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

     При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иное действующее законодательство РФ, затрагивающие государственное  финансовое регулирование, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.

 

1.  Экономическая сущность  государственного  финансового регулирования.

 
      1. Бюджет  – как основа государственного финансового регулирования.
 

       Изучение  бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма – есть государственное финансовое регулирование, [4, c.86]. Рассмотрим бюджетную систему, а именно государственный бюджет – как один из основных элементов государственного финансового регулирования РФ.  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 - Понятие бюджета 

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

     1) образование доходов бюджета;

     2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

     Бюджет  как экономическая категория  представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

     В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

     Бюджет  как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

     Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня. 

     1.2 Общее понятие  государственного  бюджета 

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств ¾ государственного бюджета. Государственный бюджет ¾ ведущее звено финансовой системы страны [18, c.142].

     Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [24]. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»

     В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

     Как экономическая категория государственное  регулирование, представляет собой  совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета  он рассматривается как финансовый план государства.

     В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

     Государственный бюджет ¾ это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений [5, c.93].

     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития системы  как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус ¾ главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

     Главное назначение государственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

     Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода. Государственный бюджет страны ¾ основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

     Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

     Балансовый  метод разработки планов является одним  из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

  1. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
  2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  3. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

     Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики