Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента государственного финансового регулирования страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы государственного финансового регулирования, его функций;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
определение роли государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 4
1.1 Бюджет – как основа государственного финансового регулирования. 4
1.2 Общее понятие государственного бюджета 5
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 12
2.1 Источники формирования расходования средств государственного бюджета. 12
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-моя.doc

— 221.00 Кб (Скачать)
  2009 год  
(оцен-ка)
2010 год (прогноз) 2011 год (прогноз) 2012 год (прогноз)
млрд. рублей %% к 2009 году доля в общем объеме расходов млрд. рублей %% к 2010 году доля в общем объеме расходов млрд. рублей %% к 2011 году доля в общем объеме расходов
Расходы, всего 9 980,1 9 822,8 100,5 100,0 9 358,6 95,3   9 661,2 103,2  
Расходы без учета условно утвержденных         9 124,6 92,8 100,0 9 178,1 98,1 100,0
в том числе:                    
Публичные и приравненные к ним расходные  обязательства 3 192,0 3 925,2 123,0 39,9 3 657,7 93,2 40,0 4 007,6 109,6 43,7
Приоритетные  направления государственной политики (мероприятия) 3 244,9 3 339,4 102,9 33,9 3 3346,9 100,2 36,7 3 160,3 94,4 34,4
Иные  расходные обязательства 3 543,2 2 558,2 72,2 26,2 2120,0 83,0 23,3 2 010,2 94,8 21,9

отказа  от непервоочередных расходов.

Таблица 2.3

Динамика расходов по группам расходных обязательств

      При формировании отдельных направлений  расходов на 2010-2012 годы применялись следующие основные подходы:  
         - увеличение размеров пособий гражданам, имеющим детей, компенсаций и мер социальной поддержки граждан, пострадавшим от радиационных аварий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;  
         - сохранение в 2010 году размера иных социальных пособий и компенсаций  на уровне 2009 года, с их индексацией, начиная с 2011 года по уровню инфляции предыдущего года с внесением соответствующих изменений в законодательство;  
        - сохранение действующих в текущем году условий оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, денежного довольствия военнослужащих, денежного содержания федеральных государственных служащих;  
       - сохранение на уровне 2009 года бюджетных ассигнований на формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях.  
Далее приводится обоснования предварительных проектировок бюджетных ассигнований.

 

3. Роль государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

 
 

      Роль  государственного регулирования, посредством  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что финансовое регулирование создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

      Необходимо  отметить что, государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

      Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

      Роль  государственного финансового регулирования в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственное регулирование, а именно - государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику ¾ предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
  2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы ¾ просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
  3. На современном этапе развития экономики государственный регулирование становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  4. Финансовое регулирование играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения ¾ магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
  5. Основная роль государственного финансового регулирования состоит в том, что оно ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного регулирования далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственное регулирование играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
  6. Государственный (федеральный) бюджет ¾ это ведущее звено государственного финансового регулирования. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

     Государственный бюджет и сконцентрированные в нем  денежные средства дают возможности  маневрирования при распределении  бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

Заключение

 

     В настоящей курсовой работе были рассмотрены  основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как государственного финансового регулирования.

     При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как государственного финансового регулирования, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

     В результате написания данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

  1. Государственное финансовое регулирование, основным звеном которого является государственный бюджет, является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
  2. Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как финансовое регулирование выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
  3. Сущность государственного регулирования, проявляется в его функциях. Государственному финансовому регулированию, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного регулирования осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Финансовый контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
  4. Источники формирования и направления использования государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки ¾ обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на  выполнение основных функций государства (функциональная классификация); по их экономическому содержанию (экономическая классификация); по распределению бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.
  5. Роль государственного регулирования в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
  • является инструментом воздействия на развитие экономики.
  • играет важную роль в решении социальных проблем.
  • играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
  • ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде.
  • дает возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

Литература

      1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31июля 1998г. №145-ФЗ.
      2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2009.
      3. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
      4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
      5. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2010
      6. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2009
      7. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2008.
      8. Конституция Российской Федерации
      9. Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».
      10. Программа Грефа, газета «Коммерсант», №4, 2006г.
      11. Современный экономический словарь. 4-е изд. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б- М., 2004г.
      12. Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 2010г.
      13. Справочник "Социально-экономические проблемы России"  
        Ответственный редактор П.С. Филиппов, Редакторы Т.М. Бойко, А.В. Островский © ФИПЭР   Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,2009
      14. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 года № 554.
      15. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год».
      16. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ.
      17. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2010
      18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2009
      19. Финансы. Под ред. Ковалев, Ковалева, Дробазена и др.
      20. Фрумкин К. «В программе реформ – реформа программ», Финансовая Россия №31, 2008г.
      21. Хурсевич С. Н.  Бюджетный  федерализм  и  бюджетный  дефицит  //Финансы, № 4, 2010
      22. http://www.infra-m.ru
      23. http://www.budzet.ru
      24. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_1.html#p98
      25. http://www.finansy.ru/t/post_1276322800.html

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики