Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента государственного финансового регулирования страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы государственного финансового регулирования, его функций;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
определение роли государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 4
1.1 Бюджет – как основа государственного финансового регулирования. 4
1.2 Общее понятие государственного бюджета 5
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 12
2.1 Источники формирования расходования средств государственного бюджета. 12
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-моя.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  виды расходов, финансируемых исключительно  из федерального бюджета:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение референдумов и выборов РФ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • федеральный статистический учет;
  • прочие расходы.

   По  предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-май 2010 года  составило [25]:

   - объем поступивших доходов –  3 195,67 млрд. рублей, или  46,0% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

   - кассовое исполнение расходов –  3 686,96 млрд. рублей, или  37,2% к уточненной росписи;

   - дефицит –   (-) 491,29 млрд. рублей.   

   - первичный дефицит –   (-) 406,55 млрд. рублей.

   Доходы  федерального бюджета

   Доходы  федерального бюджета за январь-май 2010 года в разрезе федеральных  органов исполнительной власти - администраторов  доходов федерального бюджета, на которые  приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

   Федеральной налоговой службой – в сумме  1 317,33 млрд. рублей, или  48,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

   Федеральной таможенной службой – в сумме  1 615,77 млрд. рублей, или  44,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

   Федеральным агентством по управлению государственным  имуществом - в сумме  13,29 млрд. рублей, или  23,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

   Другими федеральными органами – в сумме  249,28 млрд. рублей, или  49,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год. Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 141,91 млрд. рублей или  35,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год. 

   Резервный фонд и Фонд национального благосостояния   

   По  состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем  средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 830,51 млрд. рублей. 

   По  состоянию на 1 июня 2010 года часть  резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила  0,99 млрд. СДР,  при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-май 2010 года составила

   (-) 2,57 млрд. рублей.

   В марте и апреле 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда в общей сумме 519,50 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета.

   Курсовая  разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном  банке Российской Федерации за январь-май 2010 года составила  (-) 110,78 млрд. рублей.

   Таким образом, по состоянию на 1 мая 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 197,66 млрд. рублей.

   По  состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 769,02 млрд. рублей.

   В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 году, часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России реализована за 2,502 млрд. рублей, из которых 2,495 млрд. рублей, зачислены на счет по учету средств федерального бюджета, а остаток в сумме 0,007 млрд. рублей конвертирован в иностранную валюту.

   В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 246 средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в сумме 0,75 млрд. долларов США.

   Курсовая  разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния,   размещенных   на депозите во Внешэкономбанке составила   1,34 млрд. рублей.

   Курсовая  разница от переоценки средств Фонда  национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-май 2010 года составила (-) 151,32 млрд. рублей.

   Таким образом, по состоянию на 1 июня 2010 года совокупный объем  средств  Фонда национального благосостояния в  рублевом  эквиваленте   составил  2 616,54 млрд. рублей.

    Основные подходы к формированию бюджетных расходов

    Проектировки  расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2010-2102 годах, в котором, в частности, отмечено:  
«Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.  
        Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.»  
           В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.  
           Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

     
 Общие принципы  
                        Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 2.1):

    Таблица 2.1

    Расчет предельного объема расходов федерального бюджета  
млрд. руб.

 
Показатель
Оценка Прогноз
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
2 3 4 5 6
Доходы 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 17,0 15,7 15,7 15,5
Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
%% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе нераспределенные ресурсы   80,0* 234,0** 483,1**
%% к общему объему расходов   0,8 2,5 5,0
Изменения к  предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
% (в номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
% (в реальном выражении) 5,5 - 1,8 - 5,1 3,0

* - резерв в составе ведомственной структуры расходов; ** - условно утверждаемые расходы

    Принятые  для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные  макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета  при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.  
При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 5.2).

Таблица 2.2.

Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП

 
Показатель
Отчет Оценка Прогноз
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
 

                   Формирование структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 2.3):  
               1) выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:  
обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;  
пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;  
социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);  
формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;  
финансовое обеспечение судебной системы;  
обслуживание государственного долга Российской Федерации;  
выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;  
предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;  
              2) выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:  
обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих;  
обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;  
реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;  
поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;  
развитие транспортной системы;  
поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;  
обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;  
подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);  
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;  
                   3)  определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики,

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики