Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента государственного финансового регулирования страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы государственного финансового регулирования, его функций;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
определение роли государственного финансового регулирования как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 4
1.1 Бюджет – как основа государственного финансового регулирования. 4
1.2 Общее понятие государственного бюджета 5
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 12
2.1 Источники формирования расходования средств государственного бюджета. 12
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-моя.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

      Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная.

      С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

      Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.

      Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

      Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

      При распределении финансовых средств  через государственное финансовое регулирование важное значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

      Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

      Контрольная функция финансового регулирования позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования [17, c.59]. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Государственное финансовое регулирование преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств

      Контрольная функция финансового регулирования  выражается и в том, что, будучи связанным  с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

      Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

      Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются: 1) перераспределение  национального дохода и ВВП, которое является основой государственного регулирования и стимулирования экономики, финансового обеспечения социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

      Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

      Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе государственного финансового планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

      Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

      В процессе государственного финансового  планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий формировании доходов бюджетной системы.

      Бюджет  с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

      В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

 

2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета.

 

      2.1. Источники формирования  расходования средств государственного бюджета. 

      Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета  Российской Федерации.

      Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

      Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

      Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

    1. классификацию доходов бюджетов;
    2. классификацию расходов бюджетов;
    3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
    4. классификацию операций публично-правовых образований

     Особое  внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см. рис.2.1).

     Доходы  бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. 
 
 
 

       

       

       

       
 
 

      Рис.2.1 Структура доходов бюджета.

      Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджетов делятся на следующие виды [2, c.71]:

  1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины;
  1. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

  - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

  - доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

  - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

  - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

  - средства самообложения граждан;

  - иные неналоговые доходы.

  1. К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

      Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 

      2.2. Направления средств государственного  бюджета. 

      Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям:

    1. расходы федерального бюджета;
    2. Расходы бюджетов субъектов РФ;
    3. расходы местных бюджетов;

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики