Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение финансовой политики Российской Федерации, методов государственного финансового регулирования экономики, а также рассмотрение перспектив развития финансовой политики.
Задачи исследования:
1. Дать определение финансовой политике и изучить её содержание;
2. Рассмотреть направления финансовой политики государства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические И ПРАВОВЫЕ аспекты УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
1.1. Необходимость и значимость управления финансами государства
1.2. Содержание и направления финансовой политики государства
1.3. Государственные органы, реализующие финансовую политику.
ГЛАВА 2. Анализ современной финансовой политики РФ
2.1. Финансовая политика Российской Федерации
2.2. Меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики
2.3. Прогноз доходов бюджетной системы на период до 2023 года
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

КОНЕЦ КУРСОВОЙ.doc

— 506.50 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Финансы и кредит»

Тема: «Государственное финансовое регулирование экономики»       

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Какосян Ф.М.

Студентка 3 курса

Группа 25э803

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Бородач Ю.В.

 

 

 

Тюмень 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические И ПРАВОВЫЕ аспекты УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.1. Необходимость и значимость управления финансами государства

1.2. Содержание и направления финансовой политики государства

1.3. Государственные органы, реализующие финансовую политику.

ГЛАВА 2. Анализ современной финансовой политики РФ

2.1. Финансовая политика Российской Федерации

2.2.  Меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики

2.3. Прогноз доходов бюджетной системы на период до 2023 года

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определённой его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.

Основу финансовой политики составляют стратегические направ­ления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспекти­ву использования финансов и предусматривают решение главных за­дач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осу­ществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресур­сов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоя­тельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реа­лизации политики государства в любой области общественной дея­тельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из кон­кретных особенностей исторического развития общества. Она долж­на учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта исполь­зования экономического и финансового механизма, новых тенден­ций развития, а также мирового опыта.

Оценка результатов финансовой политики государства основы­вается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Цель исследования – изучение финансовой политики Российской Федерации, методов государственного финансового регулирования экономики, а также рассмотрение перспектив развития финансовой политики.

Задачи исследования:

1.      Дать определение финансовой политике и изучить её содержание;

2.      Рассмотреть направления финансовой политики государства;

3.      Выявить задачи и функции государственных органов, реализующих финансовую политику;

Объект исследования – финансовая политика Российской Федерации, предмет исследования – государственное регулирование.

          При написании курсовой работы были использованы различные источники таких авторов, как Г.Б.Поляка, М.В.Романовского, Т.М.Ляпина, А.Г. Грязева и др. Особое место среди них занимают нормативно-правовые акты, изучение которых позволяет сделать определённые выводы о современной организации управления финансами в Российской Федерации, а также различные периодические издания – журналы, газеты, экономические информационные сайты, освещающие тему курсовой работы.

 

ГЛАВА 1. Теоретические И ПРАВОВЫЕ аспекты УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 

1.1. Необходимость и значимость управления финансами государства

 

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для её функционирования и развития.

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Управление финансами - сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территории, хозяйственных субъектов, а также финансовые процессы, финансовая деятельность в целях достижения и поддержания макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансовой обеспеченности региональных экономик.
Система управления финансами включает:

1.      Управление финансами федеральных органов власти страны

2.      Управление финансами субъектов Федерации

3.      Управление финансами муниципальных образований

4.      Управление финансами хозяйствующих субъектов.

Объекты управления - различные сферы финансовых отношений (государственное финансирование, страхование).

      Субъекты управления - совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

         зависимость от конечной цели;

         макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

         соответствие интересам всех членов общества;

          учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование систем прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средними (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет)

Программирование финансовое - (англ. financial programming)  применение программно-целевого метода при составлении государственного бюджета, смет расходов и доходов других звеньев финансовой системы [21, c. 245-247].

Главные цели финансового программирования: улучшение управления государственными расходами; повышение эффективности расходования государственных средств; прекращение на ранней стадии подготовки малоэффективных программ и проектов путем использования системы вариантов; постановка четких задач и определение возможностей финансового обеспечения всех программ и видов деятельности правительства.

Финансовое регулирование - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата [6, c. 185].

Финансовый контроль - контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления.

Государственный финансовый контроль - это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации [6, c. 186].

Эффективное использование финансовых ресурсов — это сопоставление количества и качества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражением достигнутых результатов.

В современных условиях проблема эффективного использования финансовых ресурсов является весьма актуальной, так как постоянный дефицит как централизованных, так и децентрализованных финансовых ресурсов приводит к нарушениям нормального функционирования предприятий, организаций, отраслей и в целом народного хозяйства.

 

1.2. Содержание и направления финансовой политики государства

 

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: [5, стр. 265]:

                  разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей и главных задач;

                  создание адекватного финансового механизма;

                  управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

  В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

              Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики