Финансовая политика государства, факторы ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных интересов: государственных, групповых, индивидуальных. политическая стабильность в государстве, возможность нормального функционирования всех без исключения общественных и государственных институтов.
От состояния публичных финансов зависит и государственно-политический режим: гарантии соблюдения прав человека, функционирование партийной системы, реализация основных политических прав и свобод и т.д.

Файлы: 1 файл

раздел 5.docx

— 440.04 Кб (Скачать)

Агрегат М1 - это деньги в  более широком смысле слова, которые  включают в себя все компоненты М0 + срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках (как правило, небольших размеров и до 4-х лет), т.е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако, могут превратиться в наличные деньги. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность.

Владельцы срочных вкладов  получают более высокий процент  по сравнению с владельцами текущих  вкладов, но они не могут изъять эти  вклады ранее определенного условием вклада срока, т.е. срочные вклады обладают меньшей ликвидностью. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное  средство, хотя потенциально они могут  быть использованы для расчетов.

Агрегат М2 включает в себя М1 + крупные срочные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также  ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в т.ч. коммерческие векселя, выписываемыми предприятиями. Эта  часть средств, вложенная в ценные бумаги, создаётся не банковской системой, но находится под её контролем, поскольку  превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта  банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат М3 включает в себя М2 + различные формы депозитов  в крупных кредитных учреждениях.

Самостоятельным компонентом  денежной массы в России является денежная база. Она включает агрегат  М0 + денежные средства в кассах банков, обязательные резервы банков и их средства на корреспондентских счетах в Центральном Банке России.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М1 > М0, оно укрепляется  при М1 + М3 > М0. В этом случае денежный капитал переходит из наличного  оборота в безналичный. При нарушении  такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Законы  денежного обращения и особенности  их проявления в современных условиях.

Закон денег отвечает на вопрос, какое количество денег должно находиться в обращении, чтоб деньги могли выполнять  свои функции. Закон денежного обращения  устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций  денег как средства обращения, зависит  от трех факторов:

количество проданных  на рынке товаров и услуг (связь  прямая);

уровень цен товаров и  тарифов (связь прямая);

скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и  услуг на рынке. Чем выше уровень  производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг  и цен.

Д = Т · Ц/v,

Д — денежная масса;Т —  товарная масса;Ц — цена;v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения  выражает экономическую взаимозависимость  между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют  функцию средства платежа, то общее  количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние  на количество.

Количество денег как  средство платежа определяется:

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений

Д = А — В + С — М/Е,

Д — денежная масса, необходимая  для обращения;А — сумма цен  реализованных за данный период времени  товаров;В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;

С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);М — сумма взаимопогашающихся платежей;Е — среднее число  оборотов денег как средство обращения  и платежа за данный период времени (скорость).

Фишер записал эту формулу  в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P,

M — масса денег;v — скорость  обращения;Q — количество товаров;P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем  цен.

Факторы, влияющие на количество денег в обращении:

1. Объем товарной массы  (чем он выше, тем больше нужно  денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

2. Уровень цен. Чем ниже  цена, тем больше нужно товара  и соответственно денег.

В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие  факторы:

степень развития кредита (чем  больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);

развитие безналичных  расчетов;

частота выплат денег (чем  чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

3. Скорость обращения денег  (число оборотов денежной единицы  за промежуток времени).

В развитых странах 2-3 оборота  в год. В России в период гиперинфляции  до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

Роль  Центрального банка в регулировании  денежного оборота и денежной массы.

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок  с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

  • объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
  • объем спроса;
  • цена кредита.

монополия на эмиссию банкнот  предоставляет базу контроля над  наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка  в формировании кредитных ресурсов банковской системы создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине, прежде всего, через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Центральный банк имеет комплекс инструментов:

- обязательные резервы;- операции  на открытом рынке;- рефинансирование  банков;- депозитные операции;- процентная  политика.

Для регулирования ликвидности  банковской использует обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Размер обязательных резервов,а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров.

    По обязательствам  кредитных организаций перед  юридическими лицами нерезидентами  в валюте Российской Федерации  и в иностранной валюте —  5,5 %

    По обязательствам  перед физическими лицами в  валюте Российской Федерации  и в иностранной валюте —  4,0 %

    По иным обязательствам  кредитных организаций в валюте  Российской Федерации и в иностранной  валюте — 4,0 %

    Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме  расчетных небанковских кредитных  организаций, РЦ ОРЦБ) — 0,6

    Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных  организаций, РЦ ОРЦБ) — 1

Коэффициент усреднения обозначает долю объема фонда обязательных резервов, которой банк распоряжаться не может  ни при каком условии. При этом, оставшейся частью фонда банк может распоряжаться, но таким образом, чтобы среднемесячный объем средств в Банке России был не меньше расчетной величины фонда.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности  банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном  периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос  коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы  коммерческих банков и их способность  давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент  за кредит. Предложение денежной массы  в стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической  ситуации центральный банк прибегает  к политике «дешёвых» и «дорогих»  денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает  предложение денег путём покупки  государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной  нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить  денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа  государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная  резервная норма, увеличивается  учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести  меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение  величины пошлины во внешней торговле.

Тема 14. Кредит и кредитная система

Кредит  как экономическая категория  – понятие, сущность, функции

Под кредитом как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с размещением временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Сущность кредита как  экономической категории проявляется  через выполняемые им функции.

Перераспределительная функция. при помощи кредитного механизма временно свободные денежные средства перемещаются на условиях срочности, платности, возвратности от одних субъектов к другим, из одних сфер хозяйственной деятельности в другие, обеспечивающие более высокие прибыли.

Контрольная функция.На протяжении всего процесса кредитования банк осуществляет контроль: над финансовым состоянием заемщика и над использованием выданной ссуды.

Функция экономии издержек обращения. В процессе кредитования происходит замещение действительных денег кредитными деньгами — векселями, чеками, кредитными карточками и т.д. Кредит способствует сокращению денежной массы и увеличению скорости обращения денег, в результате чего снижаются издержки обращения.

Функция ускорения  концентрации капитала. Посредством кредитного механизма прибавочная стоимость превращается в капитал. Для увеличения масштабов производства часто необходимы значительные денежные средства, в то же время накоплений отдельных хозяйствующих субъектов оказывается недостаточно. Кредитные учреждения аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов и населения в объемах, достаточных для активного содействия процессу расширенного воспроизводства.

кредит обеспечивает трансформацию временно свободных денежных средств в ссудный

позволяет преодолеть ограниченность индивидуального капитала. Кредитные  учреждения, аккумулируя временно свободные  денежные средства физических и юридических  лиц, в состоянии разместить их в  виде кредитных ресурсов в объеме, достаточном для покрытия потребностей нескольких предприятий.

Информация о работе Финансовая политика государства, факторы ее определяющие