Финансовая политика государства, факторы ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных интересов: государственных, групповых, индивидуальных. политическая стабильность в государстве, возможность нормального функционирования всех без исключения общественных и государственных институтов.
От состояния публичных финансов зависит и государственно-политический режим: гарантии соблюдения прав человека, функционирование партийной системы, реализация основных политических прав и свобод и т.д.

Файлы: 1 файл

раздел 5.docx

— 440.04 Кб (Скачать)

- ориентация бюджетных  политик территориальных властей  на реализацию общегосударственных  приоритетов.

- устранение недостатков  налоговой системы.

Все эти задачи решаются с  помощью механизма межбюджетного  выравнивания.

Основным инструментом механизма  межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром  и регионами (также как между  регионами и муниципалитетами), как  уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной  системы РФ предоставляются в  форме:

1. дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ, которые распределяются между  субъектами РФ в соответствии  с единой методикой, утверждаемой  Правительством РФ в соответствии  с требованиями БК РФ.

Дотации образуют Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  РФ. Проект и методика распределения  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Гос Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

2. Совокупность субсидий  бюджетам субъектов РФ из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета  могут предусматриваться субсидии  бюджетам субъектов РФ на выравнивание  обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

3. Совокупность субвенций  бюджетам субъектам РФ из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд компенсаций.

4. Иных межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ.

Цели  и формы бюджетного выравнивания, принципы и механизмы взаимодействия федерального, регионального и местных  бюджетов.

Выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  является исходным пунктом системы  бюджетного регулирования. В основе политики государства в сфере  регулирования межбюджетных отношений  на субфедеральном уровне лежит принцип  сбалансированности бюджета каждого  уровня власти, согласно которому объем  доходов должен быть достаточен для  решения первостепенных задач. Средством  его реализации служит перераспределение  ресурсов между бюджетами для  выравнивания доходной части нижестоящих  бюджетов до необходимого уровня, предполагающего  достижение минимальной бюджетной  обеспеченности бюджетов.

Средства, предназначенные  на выравнивание, распределяются между  муниципальными образованиями в  целях сокращения разрыва в бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  региона. В ряде регионов России, имеющих  значительную территориальную протяженность  с севера на юг, бюджетная обеспеченность муниципальных образований корректируется на индекс бюджетных расходов. Он показывает, насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств  в расчете на душу населения в  конкретном муниципальном образовании, с учетом объективных факторов и условий, по сравнению со средним по региону уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг.

Одним из способов выравнивания является подтягивание наиболее бедных муниципальных образований до уровня, который определяется объемом выделенных средств. Другой способ предлагает пропорциональное сокращение разрыва подушевой бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  с заранее определенным уровнем  подушевой бюджетной обеспеченности (например, средним по региону).

Одной из центральных проблем  бюджетного федерализма является бюджетное  выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти  понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса  между объемом обязательств каждого  уровня власти по расходам с потенциалом  его доходных ресурсов (налоговых  поступлений). На вышестоящий уровень  накладываются обязательства: в  случае, если потенциальные возможности  по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для  финансирования возложенных на него функций, центральное правительство  обязано предоставить этому региональному  или местному органу власти недостающие  бюджетные ресурсы. Центральное  правительство, обладая гораздо  большими, чем любой регион, возможностями  экономического регулирования и  объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.

Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между  федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных  услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

В России оба направления  бюджетного выравнивания сопряжены  с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной  другой стране мира, поскольку решение  задачи обеспечения каждому гарантированных  государством услуг связано с  большими различиями в экономическом  положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и  большой дифференциацией бюджетных  возможностей региональных и местных  органов власти.

Инструменты регулирования межбюджетных отношений

Наличие межбюджетных отношений  определяется неодинаковым экономическим  развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.

Финансовая  помощь

Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание минимальной  бюджетной обеспеченности предоставляется  субъектам Федерации при условии  подписания соглашения об исполнении его бюджета через Федеральное  казначейство.

Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:

предоставлять бюджетные  кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;

предоставлять государственные  гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.

Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  услуг. Эти нормативы должны разрабатываться  с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг. Субвенции бюджетам субъектов  Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:

расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

расходов по федеральным  целевым программам;

капитальных расходов.

Субъекты Федерации могут  привлекать целевые бюджетные ссуды  на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

Минфин РФ и Счетная  палата РФ имеют право провести ревизию  бюджета субъекта Российской Федерации  — получателя финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект  Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его  консолидированного бюджета, то ревизия  его бюджета осуществляется в  обязательном порядке.

Бюджетам муниципальных  образований финансовая помощь оказывается  из бюджетов субъектов Федерации. Эта  помощь предоставляется в следующих  формах:

  • ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
  • субвенций на финансирование целевых расходов;
  • бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.

Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.

Законом о федеральном  бюджете может предусматриваться  финансовая помощь не только субъектам  Федерации, но и бюджетам муниципальных  образований. Обычно такая помощь предоставляется  на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами  или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

Межбюджетные  трансферты

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных  бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета  бюджетной системы РФ, перечисляемые  другому бюджету бюджетной системы  РФ. Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального  развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее  время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие  группы:

нецелевые (блочные) дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности;

целевые трансферты;

компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются  на основе расходов федерального бюджета  с учетом изменений бюджетного и  налогового законодательства.

в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами  штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
  • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
  • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
  • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
  • снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Проблемы и перспективы  развития бюджетного федерализма в  России.

Развитие и совершенствование  бюджетного федерализма зависят  от решения неизбежно возникающих  проблем. Поэтому крайне важно выработать эффективные механизмы их законодательного регулирования.

Совершенствование правового  регулирования межбюджетных отношений  связано с реализацией Российским государством через налоговую систему  своей социальной функции. Если анализировать  связь налогово-бюджетных отношений  в рамках теории формирования через  налоговые и неналоговые доходы общественной собственности, то межбюджетные отношения можно рассматривать  как инвестиционную межбюджетную деятельность. Тогда субъект Федерации выступает  в роли условной «публичной корпорации», а бюджет субъекта Федерации - как  консолидированный корпоративный  фонд, образующий как собственные  доходы, так и дебиторскую задолженность  перед Российской Федерацией или  другими субъектами.

Также главными направлениями  совершенствования системы финансовой поддержки субъектов Федерации  являются уточнение индексов бюджетных  расходов на основе нормативного расчета  бюджетных потребностей и внедрение  принципиально новых механизмов расчета налогового потенциала регионов. На основе этого подхода будет  решена проблема распределения средств  федерального Фонда поддержки регионов в целях обеспечения гарантированного минимума государственных услуг  посредством более полного учета  природно-климатических особенностей субъектов РФ и их дифференциации в социально - экономическом положении, определяющих состояние и специфику расходно-доходной частей соответствующих бюджетов. В перспективе региональная экономика должна становиться все менее зависимой от природно-климатических факторов.

Информация о работе Финансовая политика государства, факторы ее определяющие