Финансовая политика государства, факторы ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных интересов: государственных, групповых, индивидуальных. политическая стабильность в государстве, возможность нормального функционирования всех без исключения общественных и государственных институтов.
От состояния публичных финансов зависит и государственно-политический режим: гарантии соблюдения прав человека, функционирование партийной системы, реализация основных политических прав и свобод и т.д.

Файлы: 1 файл

раздел 5.docx

— 440.04 Кб (Скачать)

Для отстающих регионов экономическая  политика государства будет включать активное участие Федерации в  программах перестройки их экономики, формировании условий для привлечения  инвестиций, разработку системы финансовой поддержки. А для регионов - лидеров  политика федеративного центра должна строиться на принципах долевого участия в совместных проектах.

Также необходимо уточнить механизм инвестиционной поддержки регионов и придать бюджетным отношениям и налоговой политике инвестиционную направленность. В налоговых отношениях реализация этого принципа предполагает предоставление налоговых льгот  всем хозяйствующим субъектам, активно  направляющим собственные финансовые ресурсы в инвестиционную деятельность, а также проведение активной амортизационной  политики, обеспечивающей накопление и исключительно целевое использование  для инвестиционной деятельности амортизационных  отчислений. При нецелевом использовании  амортизационных средств они  должны подвергаться серьезному налогообложению.

Инвестиционная активность должна стимулироваться путем обязательного  выделения определенных средств  в доходной и расходной частях бюджетов на инвестиционные цели в  виде бюджета развития территорий. все финансовые ресурсы, предусмотренные в бюджетах различных уровней на инвестиционные цели, следует зачислять на специальные инвестиционные счета и использовать строго по назначению. В расходной части полезно сформировать группу статей, по которым осуществляются инвестиционные вложения. инвестиционное финансирование может осуществляться не только в виде прямых инвестиций, но и в виде различных видов кредитов: бюджетных, налоговых, финансового лизинга.

Тема 13. Денежный оборот, его структура регулирование.

Понятие, сущность структура организации  денежного оборота.

Денежный оборот - движение денег в наличной и безналичной  формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и  расчеты в хозяйстве. непрерывное обращение. временно свободные денежные средства аккумулируются в денежно-кредитных учреждениях и превращаться в инвестиции. Кредитно-денежная система опосредует весь механизм общественного воспроизводства и является мощным фактором концентрации производства и капитала, способствующих быстрой мобилизации свободных денежных ресурсов и использованию их в экономике страны.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег. Оно  обслуживается банкнотами, разменной  монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых странах часть выпускаемых денег (около 10 %) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко купюрные бумажноденежные знаки - казначейские билеты, остальное банкноты

Безналичное обращение - это  движение денег безналичного оборота. Под ним понимаются, прежде всего, банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, кредитных и  пластиковых карточек, электронных  переводов. также векселя, сертификаты

Между налично-денежным и  безналичным обращением взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной  формы в другую, из наличной в  безналичную, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.

Принципы  и методы организации денежного  оборота.

Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег  между:

* Центральным банком и  коммерческими банками;* Коммерческими  банками;* Предприятиями и организациями;* Банками и предприятиями и  организациями;* Банками и населением;

* Предприятиями, организациями  и населением;* Физическими лицами;* Банками и финансовыми институтами  различного назначения;* Финансовыми  институтами различного назначения  и населением.

По каждому из этих каналов  деньги совершают встречное движение.

денежный оборот разбивается  на три части:

* денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные  отношения за товары и услуги  и по нетоварным обязательствам  юридических и физических лиц;

* денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения  в хозяйстве;

* денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения  в хозяйстве.

Принципы современной  денежной системы:

централизованного управления денежной системой. прогнозного планирования денежного оборота. обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.

 не подчиненности центрального  банка правительству и подотчетности  его парламенту страны. предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. комплексного использования инструментов денежно - кредитного регулирования. надзора и контроля за денежным оборотом. функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы.

Характеристика  наличного денежного оборота

Налично-денежный оборот – собой процесс движения наличных денежных знаков. этот оборот обслуживает получение, и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.

Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся  из их резервных фондов в оборотные  кассы. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическими и физическим лицам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов

Население использует нал  для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату  налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.п.

деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в  кассы предприятий и организаций

Для коммерческих банков устанавливаются  лимиты их операционных касс, поэтому  в сумме, превышающей лимит, они  сдают наличные деньги в РКЦ. Последним  также устанавливается лимит  их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит,  изымаются  из обращения.

Организация налично-денежного оборота

Налично-денежный оборот организуется ЦБ. ЦБ систематически издает документ, который называется «Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве». Для всех предприятий установлены единые правила, которые обеспечивают четкость в обороте наличных денег, их сохранность, экономичное использование. Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

* Все предприятия и  организации должны хранить наличные  деньги (за исключением части,  установленной лимитом) в коммерческих  банках;

* Банки устанавливают  лимиты остатка наличных денег  для предприятий всех форм  собственности;

* Обращение наличных денег  служит объектом прогнозного  планирования;

* Управление денежным  обращением осуществляется в  централизованном порядке;

* Организация налично-денежного  оборота имеет целью обеспечить  устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

* Наличные деньги предприятия  могут получать только в обслуживающих  их учреждениях банков.

Деньги предприятия могут  получить при соблюдении следующих  условий: наличии источника средств (свободный остаток на расчетном  или ином счете или разрешение на кредит); если потребность в средствах  в соответствии с установленными правилами должна удовлетворяться  наличными деньгами, наступлении  сроков выплаты средств.

Выдача наличных денег  под отчет производится из касс предприятий:

* на операционные, хозяйственные,  командировочные расходы; 

* расходы экспедиций, геологоразведочных  партий, уполномоченных отдельных  подразделений, филиалов.

В размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий по согласованию с учреждением банка, осуществляющим их кассовое обслуживание.

Неизрасходованные наличные деньги, выданные под отчет, должны быть возвращены в кассу предприятия  не позднее 3 дней по истечении срока, на который они были выданы.

Особенности организации безналичного оборота.

Безналичный оборот - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств  по счетам кредитных учреждений, зачет  взаимных требований..

Безналичный оборот осуществляется при помощи чеков, кредитных карточек, платежных поручений, платежных  требований, аккредитивов и др. кредитных  инструментов.

В РФ форма безналичных расчетов определяется Банком России, расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими и физическими лицами за товары и услуги производятся в безналичном порядке через учреждения банков.

Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота  предприятий осуществляется безналичным  путем, т.е. совершением записей ( проводок ) по счетам банков.

Бесперебойность расчетов обеспечивают принципы безналичных расчетов

Первый - правовой режим осуществления  расчетов и платежей. К главным  законодательным источникам регулирования  расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, ФЗ "О Центральном банке  России", ФЗ "О банках и банковской деятельности".

Второй - осуществление расчетов по банковским счетам.

Третий - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Четвертый - принцип срочности  платежа.

Пятый - обеспеченности платежа, предполагает наличия у плательщика  или его гаранта ликвидных  средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед  получателем денежных средств.

Шестой - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений  о порядке их проведения.

Седьмой - имущественная ответственность  участников расчетов за несоблюдение договорных отношений.

Безналичные расчеты:

1. Способствуют уменьшению  издержек обращения в виде  дополнительных затрат на печать  и хранение, перевозку, пересчет 

2. Позволяют лучше регулировать  платежный оборот оборачиваемость  оборотных средств и совершение  платежей.

3. В безналичном обороте  могут участвовать и средства, являющиеся личными сбережениями  граждан, хранящимися в банках.

4. Оплата расходов населения  безналичным путем может осуществляться  со счетов по вкладам. 

5. Замещение в этих случаях  наличных денег безналичными  расчетами также сокращает издержки  обращения.

Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов  организации расчетов, форм и способов расчетов.

Формы безналичных  расчетов

Основные положения, связанные  с осуществлением безналичных расчетов, регулируются ГК РФ.

Преобладающая часть платежного оборота приходится на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть  расчетов - это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий  и организаций с бюджетом, органами государственного и социального  страхования, кредитным учреждениям  и т.д.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов. Форма расчетов представляет собой  совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся  способ платежа и соответствующий  ему документооборот.

1. Расчеты платежными поручениями.

Расчеты платежными поручениями - Платежное поручение представляет собой поручение предприятия  обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета.

Расчеты платежными поручениями  используются для: рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах.

Платежные поручения действительны  в течение 10 дней со дня их выписки  и принимаются от плательщика  к исполнению только при наличии  средств на счете, если иное не оговорено  между банком и владельцем счета. платежи поручениями могут быть:

* срочными;* досрочными;* отсроченными.

Срочный платеж совершается  при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при  крупных сделках.

Досрочный и отсроченный  платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового  положения сторон.

Информация о работе Финансовая политика государства, факторы ее определяющие