Финансовая политика государства, факторы ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных интересов: государственных, групповых, индивидуальных. политическая стабильность в государстве, возможность нормального функционирования всех без исключения общественных и государственных институтов.
От состояния публичных финансов зависит и государственно-политический режим: гарантии соблюдения прав человека, функционирование партийной системы, реализация основных политических прав и свобод и т.д.

Файлы: 1 файл

раздел 5.docx

— 440.04 Кб (Скачать)

1. Финансы и финансовая система государства. Публичные общественные финансы

Сущность  и роль в обеспечении экономического роста

Публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных  интересов: государственных, групповых, индивидуальных. политическая стабильность в государстве, возможность нормального  функционирования всех без исключения общественных и государственных  институтов.

От состояния публичных  финансов зависит и государственно-политический режим: гарантии соблюдения прав человека, функционирование партийной системы, реализация основных политических прав и свобод и т.д.

Субъекты  и объекты финансовых отношений

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют следующие группы объектов:

  • Финансы предприятий (учреждений, организаций),
  • страховые отношения,
  • государственные финансы,

соответствуют следующие  субъекты управления:

  • финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений),
  • страховые органы
  • налоговые инспекции.

Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Финансовая  система: основные и обеспечивающие элементы

Финансовая система - совокупность финансовых и кредит институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства.

Государственные финансы  включают в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование.

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками  и банками, иными кредитными организациями  по поводу привлечения денежных средств, а также представления банковских ссуд.

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.

Государственные и муниципальные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; финансы домашних хозяйств.

Государственные и муниципальные  финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

К централизованным денежным доходам (фондам) относят бюджеты всех уровней (государственный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования).

государственные и муниципальные финансы выполняют  четыре функции:

1) планирование – достижение максимальной сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2) организация – необходимость определения порядка составления, утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;

3) стимулирование;

4) контроль

Финансы хозяйствующих  субъектов - денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий. В финансах хозяйствующих субъектов выделяют финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

Финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности. Областью возникновения финансов домашнего хозяйства – вторая стадия процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы. государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами.

Внебюджетные  фонды, их роль в финансировании социальных услуг населению

Внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения  национального дохода, а и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Содержание  и направление реформирование финансовых отношений в РФ

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего в условиях жесткой  централизации, довольно длительное время  будет определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: общество нуждается в сильной  и авторитетной власти, способной  осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается  бессилен, а именно бюджет позволяет  аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование  следует осуществлять как по отношению  к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. в совокупности эти изменения  способны превратить государственный  бюджет из средства дестабилизации экономики  в мощный стимул экономического роста.

Основными задачами:

1. Укрепление финансовой  самостоятельности субъектов Российской  Федерации.

2. Создание стимулов для  увеличения поступлений доходов  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты.

3. Создание стимулов для  улучшения качества управления  государственными и муниципальными  финансами.

4. Содействие субъектам  Российской Федерации в реализации  реформы местного самоуправления.

5. Оказание методологической  и консультационной помощи субъектам  в целях повышения эффективности  и качества управления региональными  и муниципальными финансами.

6. Повышение прозрачности  региональных и муниципальных  финансов.

 2. Финансовая политика государства, факторы ее определяющие

Определение финансовой политики

Под финансовой политикой  понимают комплекс мероприятий государства  по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства.

По содержанию финансовая политика предполагает:

-разработку общей концепции  такой политики, определение ее  основных направлений, целей,  задач;

-создание адекватного  финансового механизма – системы  установленных государством форм, видов и методов организации  финансовых отношений;

-управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов хозяйственных  отношений.

Финансовая политика состоит  из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики;

2) бюджетной политики;

3) денежно-кредитной политики;

4) ценовой политики;

5) таможенной политики;

6) социальной политики;

7) инвестиционной политики;

8) политики в области  международных финансов.

Факторы, влияющие на финансовую политику

Финансовая политика государства  зависит от как внешних, так и  внутренних факторов. Внешними – факторы  зависимости государства от экономических  отношений с другими государствами  относительно поставок сырья, материалов, других ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самого государства  и т.п.

Внутренние факторы - это  форма собственности на основных которой средства производства, структура  экономики, социальный состав населения, уровень благосостояния народа, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организация денежного  обращения, стабильность денежной единицы  и тому подобное. На финансовую политику государства влияют и другие факторы, которые диктуются теми экономическими условиями, которые сложились на этом этапе хозяйственного развития.

Финансовые  методы воздействия на экономику (налоговый, бюджетное субсидирование, государственное  предпринимательство, государственное  потребление)

Среди финансовых методов  воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные  гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому  объекту финансового регулирования  соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

-налоговое регулирование  (изменение состава налогов, налоговых  ставок, налогооблагаемой базы, состава  налогоплательщиков и др.);

-амортизационная политика (тесно связана с налоговым  регулированием, влияет на налогообложение  прибыли и имущества; может  предполагать использование ускоренной  амортизации);

-различные формы государственной  поддержки организаций, индивидуальных  предпринимателей (субсидии, субвенции,  бюджетные кредиты, инвестиции, государственный  и муниципальный заказ, предоставление  государственного и муниципального  имущества в аренду на льготных  условиях, государственные и муниципальные  гарантии);

-с бюджетными расходами  связаны также льготное кредитование  и страхование, поскольку более  низкий уровень ссудного процента  и страхового тарифа по услугам  коммерческих банков и страховых  компаний обеспечивается бюджетным  субсидированием соответствующих  ставок и тарифов.

государственные инвестиции на долевых началах в тот или  иной проект могут рассматриваться  частными инвесторами как государственные  гарантии.

Финансовый  механизм как орудие финансовой политики

Финансовая политика практически  осуществляется государством посредством  использования финансового механизма. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.

Финансовый механизм состоит  из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).

В финансовой политике финансовый механизм – наиболее динамичная составляющая.

два типа финансового механизма - директивный и регулирующий.

Первый тип для финансовых отношений, в которых непосредственно  участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации  бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования.

Информация о работе Финансовая политика государства, факторы ее определяющие