Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:07, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является консолидированный бюджет Республики Татарстан.
Главная цель курсовой работы: изучение доходной базы территориальных бюджетов РФ, ее развития и укрепления на примере Республики Татарстан.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ………………………………………………3
1.1. Характеристика бюджетных доходов в соответствии с бюджетной классификацией доходов……………………………………..….5
1.2. Особенности формирования доходов территориальных бюджетов РФ…………………………………………………………………...8
1.3. Законодательные основы формирования доходов территориальных бюджетов РФ………………………………..……………13
2. Анализ формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ (на примере консолидированного бюджета Республики Татарстан)……………………………………………………………………...17
2.1. Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РТ…………………………….……………….17
2.2. Анализ получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета………………………………………………………………………..23
2.3. Пути укрепления доходной базы территориальных бюджетов РФ на примере территориального бюджета РТ…………………………………30
Выводы и предложения………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….42
В 2012 году предусматривается направить бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на общую сумму 1272,8 млрд. рублей, что на 70,6 млрд. рублей, или на 5,3 %, меньше суммы межбюджетных трансфертов на 2011 год, предусмотренной Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями), и на 153,5 млрд. рублей, или на 10,8 %, меньше показателя, предусмотренного сводной бюджетной росписью с учетом изменений по состоянию на 1 сентября 2011 года, в 2013 году – 1 087,5 млрд. рублей и в 2014 году – 1019,7 млрд. рублей. Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом снижается в 2013 году на 14,6 % и в 2014 году на 6,2 %. Таким образом, предусматривается последовательное сокращение расходов федерального бюджета на указанные цели.
Данные об общем объеме предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в разрезе форм их предоставления приведены в следующей таблице.
Таблица 10
Объем, предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012-2014 гг., млрд. руб.
Наименование | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2014 год в % к 2011 году | ||
закон*) | роспись**) | Законопроект | закон | роспись | |||
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ - всего | 1 343,40 | 1 426,30 | 1 272,80 | 1 087,50 | 1 019,70 | 75,9 | 71,5 |
в % ВВП | 2,5 | 2,7 | 2,2 | 1,7 | 1,4 | ||
в % общей суммы расходов федерального бюджета | 12,2 | 12,9 | 10,1 | 7,4 | 7 | ||
в том числе: | |||||||
Дотации | 542,5 | 542,5 | 498 | 472,1 | 462,8 | 85,3 | 85,3 |
в % общей суммы трансфертов | 40,4 | 38 | 39,1 | 43,4 | 45,4 | ||
Субсидии | 471,7 | 509,9 | 482,9 | 342,9 | 280,6 | 59,5 | 55 |
в % общей суммы трансфертов | 35,1 | 35,8 | 37,9 | 31,5 | 27,5 | ||
Субвенции | 281,1 | 321,3 | 255,4 | 233,6 | 241,4 | 85,9 | 75,1 |
в % общей суммы трансфертов | 20,9 | 22,5 | 20,1 | 21,5 | 23,7 | ||
Иные межбюджетные трансферт | 48,1 | 52,6 | 36,5 | 38,9 | 34,9 | 72,6 | 66,3 |
в % общей суммы трансфертов | 3,6 | 3,7 | 2,9 | 3,6 | 3,4 |
*) Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями).
**) Сводная бюджетная роспись с учетом изменений по состоянию на 1 сентября 2011 года.
Анализ приведенных данных показывает, что по всем формам межбюджетных трансфертов также в 2012 - 2014 годах предусматривается сокращение расходов федерального бюджета.
Наиболее существенное снижение расходов федерального бюджета проектируется по субсидиям, объем которых в 2014 году составит всего 55 % их объема в 2011 году.
Вместе с тем следует отметить, что расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2008 годом снизятся всего на 6,9 %. При этом объем субсидий сократится на 35,6 % и иных межбюджетных трансфертов - на 69,7 %, а объемы дотаций и субвенций увеличатся на 18,5 % и на 57,6 % соответственно.
Общий объем межбюджетных трансфертов к ВВП ежегодно снижается и составит в 2014 году всего 1,4 % (в 2008 году – 2,7 %, в 2011 году – 2,7 %).
Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю доли межбюджетных трансфертов в общих расходах федерального бюджета.
Структура распределения межбюджетных трансфертов по формам их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году представлена на следующей диаграмме.
Рис.2. Структура распределения межбюджетных трансфертов по формам их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 г.
В 2012 году существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2011 годом не произойдет.
В 2013 – 2014 годах в связи с уменьшением расходов федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится с 35,8 % в 2011 году до 31,5 % в 2013 году и 27,5 % в 2014 году, а доля дотаций увеличится с 38 % до 43,4 % и 45,4 % и субвенций – с 22,5 % до 21,5 % и 23,7 % соответственно.
При этом увеличивается доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в общем объеме межбюджетных трансфертов (с 27,8 % в 2011 году до 31 % в 2012 году, до 36,5 % в 2013 году и до 39 % в 2014 году).
Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, и на уровне местного самоуправления, о создании системы доходов каждого уровня власти. Налоговая система должна строиться не механически, исходить только из того, кому сколько нужно доходов, а прежде всего - какие налоги, на каком уровне будут работать наиболее эффективно.
Таким
образом, пополнение доходных источников
региональных бюджетов идет преимущественно
за счет фактического перераспределения
федеральных налогов. И это связано не
только с нарушениями отдельными субъектами
действующего законодательства; это еще
и общая тенденция бюджетной политики
государства, ориентированной на максимальную
концентрацию косвенных налогов в федеральный
бюджет по увеличению их объемов.
Выводы и предложения
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Современное состояние бюджетной системы в Российской Федерации характеризуется исторически сложившимися межбюджетными отношениями и общим кризисным состоянием российской экономики. Все это оказывает влияние на региональные бюджеты различных территорий, в том числе и на бюджет Республики Татарстан.
Целью своей работы я ставил рассмотрение проблем формирования доходной части бюджета Республики Татарстан за счет налогов, сборов и других обязательных платежей и выработку предложений по их разрешению.
Формирование территориального бюджета вызывает много трудностей не только в нашем регионе. В источниках информации встречаются предложения по повышению собираемости налоговых платежей в казну по другим территориям Российской Федерации.
В данной работе представлено формирование доходной части бюджета Республики Татарстан, отмечены особенности, присущие этому региону, освещены основные недостатки, касающиеся: перераспределения налогов между бюджетами различных уровней, неуплаты налогов в бюджет; наполнения бюджета реальными денежными средствами.
Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах территориального бюджета составляют налоги на прибыль, доходы и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.
Значительное место в системе неналоговых доходов территориального бюджета занимают доходы от использования имущества.
Доходы территориального бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов территориального самоуправления.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предложить некоторые рекомендации по совершенствованию формирования и расходования бюджета Республики Татарстан.
Анализ доходов бюджета РТ показал, что общие доходы с каждым годом растут, если в 2008г. – 139268,99 млн. руб., а в 2009г.- 140636,97 млн. руб. В 2010 г. эта сумма была равна 176158,53 млн. руб.
В результате проведенной работы Министерством финансов Республики Татарстан составлены прогнозы консолидированного бюджета в 2012г. доходы РТ составят 134,3 млрд. руб., 2013г. – 138,6 млрд. руб., 2014г. – 148,6 млрд. руб.
Доходная часть консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в объеме 134,3 млрд. рублей, расходная – 137,5 млрд. рублей. Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует дефицит бюджета, разрыв между доходами и расходами составляет 3,2 млрд. рублей.
С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета РТ нами выдвигаются следующие предложения.
1.
Роль бюджета в социальном
и экономическом развитии РТ
может еще больше возрасти
при определенных условиях, решаемых,
в первую очередь
2.
Как можно шире развивать
3.
Увеличить получение
- одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов;
- развивать рыночную, инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;
-
передать полномочия по
-
провести секвестрование
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция РФ /федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г.
2.
Бюджетный кодекс РФ/
3. Закон РТ от 30 июля 2009 г. N 40-ЗРТ "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 год"
4. Закон РТ от 28 июня 2010 г. N 36-ЗРТ "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2009 год"
5. Закон РТ от 21 июня 2011 г. N 32-ЗРТ "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2010 год"
6. Законопроект "О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
II. Специальная литература:
7. Анина О.В. Местные бюджеты // Экономика и жизнь. 2008. №8
8. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.
9. Гулаев В.И. Доходы - состояние, проблема // Финансы. 2008. №6.
10. Игнатьев Д. Как правительство распределяет доходы бюджета? // Экономика и жизнь. 2009. №.9.
11. Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета//Финансы 2004. - № 8.
12. Территориальные финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: Вузовский учебник, 2003.