Доходная база территориальных бюджетов РФ: особенности современного этапа ее развития и пути укрепления в среднесрочной перспективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является консолидированный бюджет Республики Татарстан.

Главная цель курсовой работы: изучение доходной базы территориальных бюджетов РФ, ее развития и укрепления на примере Республики Татарстан.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ………………………………………………3
1.1. Характеристика бюджетных доходов в соответствии с бюджетной классификацией доходов……………………………………..….5
1.2. Особенности формирования доходов территориальных бюджетов РФ…………………………………………………………………...8
1.3. Законодательные основы формирования доходов территориальных бюджетов РФ………………………………..……………13
2. Анализ формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ (на примере консолидированного бюджета Республики Татарстан)……………………………………………………………………...17
2.1. Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РТ…………………………….……………….17
2.2. Анализ получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета………………………………………………………………………..23
2.3. Пути укрепления доходной базы территориальных бюджетов РФ на примере территориального бюджета РТ…………………………………30
Выводы и предложения………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

     Субсидии, перечисляемые муниципальными образованиями  в бюджет Республики Татарстан (отрицательные  трансферты), составили 88,26 млн. рублей.

      Рис.2. Структура  безвозмездных поступлений  в бюджет Республики Татарстан в 2009 г.

     Безвозмездные поступления из бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации составили 48,63 млн. рублей. Средства поступили на софинансирование расходов на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, а также оказание социальной помощи Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям социалистического труда.

     Таким образом, средства, выделяемые из федерального бюджета в бюджет республики Татарстан, составляют значительную часть дохода республики в 2008 году 21,77 %, а уже в 2009 году из-за нестабильной экономической ситуации в мире и в России, в частности, доля безвозмездных поступлений составила 42,25%. По сравнению с 2008 году к 2010 году увеличились статьи доходов на которые направляются средства из федерального бюджета. Необходимо также отметить, что только при стабильной финансовой поддержки вышестоящего бюджета, экономика республики Татарстан будет набирать все более высокие обороты и показывать уверенный финансовый рост. 
 

     2.3. Пути укрепления доходной базы территориальных бюджетов РФ на примере территориального бюджета РТ

     Межбюджетное  перераспределение финансовых ресурсов - это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Само понятие финансовой помощи означает, что, во-первых, ее получатели находятся в неблагоприятных по сравнению с другими финансовых условиях, и это подтверждается объективными данными соответствующих финансовых показателей; а во-вторых, выделение финансовой помощи влечет за собой определенные последствия в виде жесткого контроля за правильностью и эффективностью расходования полученных средств, а в необходимых случаях - применение финансовых санкций.

     Условно все поступления из федерального бюджета в адрес регионов можно  подразделить на направленные, на достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы и на достижение социально-экономических задач федерального масштаба.

     Основная  задача процесса выравнивания - обеспечение  определенного уровня государственных  услуг на всей территории страны

     Нынешний  механизм перераспределения средств  между бюджетами разных уровней  крайне неэффективен.

     Для определения объема финансирования по каждому виду поступлений существует собственная методика, мало согласованная  с другими. Наиболее яркий пример увеличения субъектами Федерации бюджетного дефицита - это существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов).

     С переходом к утверждению долей (в %) регионов в указанном фонде  появилась возможность в основу принимать не прогнозные данные, подверженные субъективному влиянию, а фактические базового года с пересчетом их на последовавшие затем изменения налогового и бюджетного законодательства и не возмещенные потери доходов и рост расходов, вызванные решениями, принятыми на федеральном уровне.

     Этот  метод позволил впервые в России приступить к горизонтальному выравниванию душевых бюджетных доходов территорий, где они ниже среднедушевого уровня.

     Совершенствование налогового законодательства, путем принятия Налогового кодекса не сможет решить всех проблем, так как в проекте Налогового кодекса еще много негативных моментов, касающихся проблем налогового федерализма, разграничения полномочий в налоговом регулировании между Российской Федерацией и ее субъектами.

     Проблема  налогового федерализма, надо прямо  сказать, в проекте Общей части  Налогового кодекса разработана  слабо. По существу, в ней конструируется налоговый централизм. Общим принципам  налогообложения и сборам посвящен лишь первый раздел проекта Общей части кодекса. В таком случае остается неясным, касаются ли остальные три раздела региональных и местных налогов. Ведь согласно статье 75 Конституции федеральным законом, кроме федеральных налогов, могут устанавливаться только общие принципы налогообложения и сборов, что исчерпывается содержанием первого раздела проекта.

     В настоящее время в Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения  налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы: распределение  налоговых источников и их раздельное использование, последующие деление части полученных федеральным бюджетом доходов и совместное использование одной и той же части налоговой базы.

     Однако  роль этих трех форм отнюдь не одинакова. В рамках российской налоговой системы однозначно доминирует распределение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Следующей по значимости формой является совместное использование доходной базы. потоки финансовых ресурсов, постоянные конфликты.

     В структуре доходов консолидированного бюджета федеральные налоги составляют 87.9%, а республиканские и местные - всего 12.1%. В структуре доходов территориальных и местных бюджетов федеральные налоги составляют 79.7%, а налоги более низкого уровня - 20.3%.

     Исходной  базой формирования доходов бюджетов различных уровней является распределение  налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов  за федеральными, региональными и  местными бюджетами. Это обеспечивает не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, дает возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и составлять прогнозы социально-экономического развития на длительную перспективу.

     В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Татарстан, начиная с апреля текущего года, проводилась работа по формированию проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2012-14 годы. 

     Совместно с Министерством экономики, налоговой  службой, отраслевыми министерствами, предприятиями велась работа по разработке макроэкономических показателей, проводились расчеты по прогнозу доходной части бюджета, определялись потребности в расходах бюджетных отраслей. Вместе с муниципальными районами и городскими округами согласовывались взаимоотношения бюджета республики с местными бюджетами на основе расчетов по всем  муниципальным образованиям.

     В основу прогнозов доходной и расходной  частей бюджетов всех уровней включены тенденции и факторы, соответствующие  федеральным показателям социально-экономического развития.

     В результате проведенной работы Министерством  финансов Республики Татарстан составлены прогнозы консолидированного бюджета.

     Таблица 9

     Прогнозы  консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2012-2014 гг., млрд. руб.

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Доходы  – всего 134,3 138,6 148,6
Безвозмездные поступления 10,9 6,2 5,86
Неналоговые доходы 4,8 4,4 4,4
Налоговые доходы 118,6 128 138,34
В том  числе:      
Налог на доходы физических лиц 41,7 48,3 55,94
Налог на прибыль 37,5 37,7 39,2
Акцизы 11,5 13,5 13,7
Налог на имущество 15,4 15,5 15,9
Земельный налог 5,3 5,5 5,8
Транспортного налога 2,2 2,2 2,2
Налог на совокупный доход 5 5,3 5,6

Тезисы  выступления Министра финансов Республики Татарстан Р.Р. Гайзатуллина

     Наиболее  объемными доходными источниками  бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  и налоги на имущество, составляющие 85 процентов от общей суммы налоговых  доходов в консолидированном  бюджете и в бюджете республики 83 процента.

     Поступление налога на доходы физических лиц в  консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2012 году прогнозируется в сумме 41,7 млрд. рублей,  в 2013 году – 48,3 млрд. рублей, в 2014 году – 55,94 млрд. рублей.

     Налог на прибыль, поступление прогнозируется в 2012 году в размере 37,5  млрд. рублей, в 2013 году – 37,7 млрд. рублей, 2014 году – 39,2 млрд. рублей. Налог полностью поступает в бюджет республики.

     Прогноз поступления акцизов на 2012 год в бюджет Республики Татарстан составляет 11,5 млрд. рублей, на 2013 год – 13,5 млрд. рублей, на 2014 год – 13,7 млрд. рублей.

       В 2012 году налог на имущество прогнозируется в сумме 15,4 млрд. рублей, в 2013 году – 15,5 млрд. рублей, в 2014 году – 15,9

     Земельный налог. Его поступления в 2012 году прогнозируются в размере 5,3 млрд. рублей, в 2013 году – 5,5 млрд. рублей, в 2014 году – 5,8 млрд. рублей. В прогнозе учтены кадастровая стоимость земельных участков и рекомендованные органам муниципальных образований ставки.

     Поступления транспортного налога в 2012, 2013 и 2014 годах оцениваются ежегодно по  2,2 млрд. рублей. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Республики Татарстан, транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах. При прогнозе налога учтена отчетность о налогооблагаемой базе, динамика изменений количества регистрируемых транспортных средств.

     Поступление по налогам на совокупный доход в 2012 году прогнозируется в сумме 5 млрд. рублей, в 2013 году – 5,3 млрд. рублей, в 2014 году – 5,6 млрд. рублей. 

     Неналоговые доходы консолидированного бюджета  прогнозируются на 2012 год в объеме 4,8 млрд. рублей, на последующие годы – по 4,4 млрд. рублей.

     С 2012 года в доходной части бюджета  должны быть отражены доходы казенных учреждений от приносящих доход деятельности. Эти средства предусмотрены в размере 109 млн. рублей.

     По  предварительному распределению межбюджетных трансфертов федерального бюджета  по субъектам Российской Федерации  в 2012 году Республика Татарстан получит  по различным направлениям 13,2 млрд. рублей, в 2013 году – 7,4 млрд. рублей, в 2014 году – 7,1 млрд. рублей.

     В основу формирования прогноза консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам положены федеральные макроэкономические показатели:

     - повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, находящимся на новой системе оплаты труда, с 1 октября 2012 года на 6 процентов;

     - перевод бюджетных отраслей (это:  культура, здравоохранение, социальное  обеспечение) на новую систему  оплаты труда с повышением  фонда зарплаты на 16 процентов с 1 октября 2012 года;

     - в расходах бюджета также учтено  увеличение заработной платы  учителям с 1 сентября 2011 года  на 30 процентов, с 1 октября 2011г.  работникам бюджетной сферы на 6,5 %  и мед. работникам в школах с 1 января 2012 года на 50 процентов;

     - будет реализован второй этап  сокращения аппарата управления- в 2012 году сокращается 5 процентов  государственных и муниципальных  служащих;

     - начисления на заработную плату  уменьшатся с 34-х до 30 процентов; 

     - публичные обязательства индексируются  в меру инфляции с 1 января на 6 процентов;

     - стипендии предлагается повысить  с 1 сентября 2012 года на 6 процентов;

     - коммунальные услуги будут проиндексированы  на 15 процентов, продукты питания  и приобретение медикаментов  в меру инфляции;

     -  в составе бюджета образуется Дорожный фонд;

     - на федеральный уровень передается  финансирование правоохранительных  органов, взамен которых республика  будет осуществлять финансирование  мероприятий по занятости и  содержание 15-ти техникумов.

     В 2012-14 годах предлагается продолжить финансирование республиканских социально значимых программ.

     Исходя  из вышеназванных параметров, доходная часть консолидированного бюджета  на 2012 год прогнозируется в объеме 134,3 млрд. рублей, расходная – 137,5 млрд. рублей с дефицитом в 3,2 млрд. рублей.

     Прогноз на 2013 год консолидированного бюджета РТ: доходы – 138,6 млрд. рублей, расходы – 141,1 млрд. рублей, дефицит – 2,5 млрд. рублей;

     Прогноз на 2014 год консолидированного бюджета РТ: доходы – 148,6 млрд. рублей, расходы – 148,8 млрд. рублей, дефицит – 0,2 млрд. рублей.

Информация о работе Доходная база территориальных бюджетов РФ: особенности современного этапа ее развития и пути укрепления в среднесрочной перспективе