Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:07, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является консолидированный бюджет Республики Татарстан.
Главная цель курсовой работы: изучение доходной базы территориальных бюджетов РФ, ее развития и укрепления на примере Республики Татарстан.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ………………………………………………3
1.1. Характеристика бюджетных доходов в соответствии с бюджетной классификацией доходов……………………………………..….5
1.2. Особенности формирования доходов территориальных бюджетов РФ…………………………………………………………………...8
1.3. Законодательные основы формирования доходов территориальных бюджетов РФ………………………………..……………13
2. Анализ формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ (на примере консолидированного бюджета Республики Татарстан)……………………………………………………………………...17
2.1. Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РТ…………………………….……………….17
2.2. Анализ получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета………………………………………………………………………..23
2.3. Пути укрепления доходной базы территориальных бюджетов РФ на примере территориального бюджета РТ…………………………………30
Выводы и предложения………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….42
В составе неналоговых доходов федерального бюджета на протяжении последних лет основной удельный вес занимают доходы от использования имущества, что составляет по годам: 2008г. – 27,12%, 2009г. – 44,82%, 2010г. – 48,23%
Второе место занимают прочие неналоговые доходы, в 2010 году этот показатель равен 26,72%.
Не
мало значимыми являются доходы от
продажи материальных и НМА, в среднем
за три года их удельный вес составляет
17,41% от всех неналоговых доходов.
2.2. Анализ получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Реформирование системы межбюджетных отношений в России идет сложно и болезненно. Оно сопровождается усилением противоречий в финансовых отношениях между Центром и регионами, что вызывает постоянные дискуссии в обществе о приемлемости выбранных принципов. Для Татарстана развитие межбюджетных отношений приобретает стратегически важное значение.
Рассмотрим и проанализируем взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом республики Татарстан за 2008-2010 гг.
Динамика исполнения доходной части бюджета Республики Татарстан за указанные финансовые годы показывает, что финансовое состояние в республике было относительно стабильным.
Таблица 7
Динамика безвозмездных поступлений в бюджет республики Татарстан за 2008-2010 гг., в млн. руб.
Наименование | 2008 | 2009 | Темп прироста в % | 2010 | Темп прироста в % |
Безвозмездные поступления | 24326,1 | 49143,5 | 102,02 | 64831,38 | 31,92 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета | 1598,92 | 2571,93 | 60,85 | 3437,75 | 33,66 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации | 17085,8 | 33698,3 | 97,23 | 46844,81 | 39,01 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации | 1558,7 | 1081, 3 | - 30,63 | 1676,28 | 55,02 |
Иные межбюджетные трансферты | 4082,68 | 11791,97 | 188,83 | 12872,54 | 9,16 |
В таблице 7 указана динамика безвозмездных поступлений за исследуемый период. По данным таблицы можно увидеть, что к 2010 году объем безвозмездных поступлений значительно вырос, а именно в 3,4 раза по сравнению с 2008 г.
Поступления в бюджет Республики Татарстан в 2010 году по группе «Безвозмездные поступления» составили 64831,38 млн. рублей, что на 40505,28 млн. руб. выше, чем поступления по этой же группе в 2008 году.
Таблица 8
Структура безвозмездных поступлений в бюджет республики Татарстан за 2008-2010 гг., в млн. руб.
Наименование | 2008 | % | 2009 | % | 2010 | % |
Безвозмездные поступления | 24326,1 | 100 | 49143,5 | 100 | 64831,38 | 100 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета | 1598,92 | 6,58 | 2571,93 | 5,23 | 3437,75 | 5,3 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации | 17085,8 | 70,24 | 33698,3 | 68,57 | 46844,81 | 72,27 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации | 1558,7 | 6,4 | 1081, 3 | 2,2 | 1676,28 | 2,58 |
Иные межбюджетные трансферты | 4082,68 | 16,78 | 11791,97 | 24 | 12872,54 | 19,85 |
Таблица 8 показывает, что доля безвозмездных поступлений с каждым годом увеличивалась. Если в 2008 году она составляла 16,55% от общей суммы доходов этого года, то уже в 2009 году – 42,25% от общей суммы доходов этого года. Объясняется это тем, что 2009 год ознаменовался годом экономического и финансового кризиса.
Структура безвозмездных поступлений в 2008 году представлена на Рисунке 1.
Рис.1. Структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики Татарстан в 2008 г.
Из Рис.1 видно, что самый высокий показатель – это субсидии из бюджета РФ составляет 65,7% или 16 417,3 млн. руб.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 24 326,1 млн. рублей, что на 36,9% превышает показатель 2007 года.
В 2008 году средства на исполнение переданных республике государственных полномочий в форме субвенций поступили в объеме 2 911,1 млн. рублей.
Субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов поступили в объеме 16 418,7 млн. рублей.
В объемах, значительно превышающих показатели, утвержденные Законом о бюджете на 2008 год, поступили:
- субсидии для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства – на 1 102,5 млн. рублей или в 13,3 раза;
- субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства – на 886,89 млн. рублей или на 13,1%;
- субсидии на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств – на 241,13 млн. рублей или в 2,3 раза;
- субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства – на 190,32 млн. рублей или в 2,1 раза;
- субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности – на 164,73 млн. рублей или на 31,4%;
- субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов – на 132,19 млн. рублей или на 40,2%.
Объем безвозмездных поступлений, не предусмотренных Законом о бюджете на 2008 год, составил 306,99 млн. рублей, в том числе:
- дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти – 159,89 млн. рублей;
- субсидии на реформирование региональных финансов – 75,93 млн. рублей;
- субсидии на реформирование муниципальных финансов – 40,04 млн. рублей;
- межбюджетные трансферты на премирование победителей Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» – 17,91 млн. рублей;
- субсидии на развитие консультационной помощи – 13,22 млн. рублей.
Безвозмездные поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на проведение капитального ремонта многоквартирных домов поступили в полном объеме и составили 1 937,99 млн. рублей.
Безвозмездные поступления из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составили 44,16 млн. рублей. Средства поступили на софинансирование расходов на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, а также оказание социальной помощи Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям социалистического труда.
Дотации бюджету Республики Татарстан на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета поступили из федерального бюджета в объеме 2 571,93 млн. рублей.
В отчетном году средства в форме субвенций на исполнение переданных республике государственных полномочий поступили в объеме 7 328,71 млн. рублей.
В декабре 2009 года сверх утвержденных показателей поступили субвенции на сумму 416,16 млн. рублей, в том числе:
- на обеспечение жильем отдельных категорий граждан (Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов») – на 391,15 млн. рублей;
- на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений – на 25 млн. рублей.
Субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов поступили в объеме 33 610,05 млн. рублей.
В декабре 2009 года сверх утвержденных показателей поступили субсидии в объеме 1 559,03 млн. рублей:
- на поддержку элитного семеноводства – на 8,5 млн. рублей;
- на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2007-2010 годах на срок до 1 года – на 334,32 млн. рублей;
- на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2010 годах на срок от 2 до 10 лет – на 823,54 млн. рублей;
- на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации – на 60,24 млн. рублей;
- на создание технопарков – на 150 млн. рублей;
- на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Татарстан (объекты капитального строительства собственности муниципальных образований) – на 13,32 млн. рублей;
- на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства – на 168,99 млн. рублей;
- на реализацию мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства – на 0,105 млн. рублей.
Нужно заметить, что увеличение объема финансовой помощи из федерального бюджета повлекло за собой значительное увеличение назначений данной помощи.
В отчетном году поступили субсидии, не предусмотренные Законом о бюджете на 2009 год, в объеме 176,07 млн. рублей, в том числе:
- на реформирование региональных финансов – 83,52 млн. рублей;
- на реформирование муниципальных финансов – 92,56 млн. рублей.
Средства поступили в бюджет республики в декабре 2009 года.
Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета поступили в объеме 1 081,27 млн. рублей.
В
декабре 2009 года сверх утвержденных
показателей поступили
Безвозмездные
поступления от государственной
корпорации «Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального