Доходная база территориальных бюджетов РФ: особенности современного этапа ее развития и пути укрепления в среднесрочной перспективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является консолидированный бюджет Республики Татарстан.

Главная цель курсовой работы: изучение доходной базы территориальных бюджетов РФ, ее развития и укрепления на примере Республики Татарстан.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ………………………………………………3
1.1. Характеристика бюджетных доходов в соответствии с бюджетной классификацией доходов……………………………………..….5
1.2. Особенности формирования доходов территориальных бюджетов РФ…………………………………………………………………...8
1.3. Законодательные основы формирования доходов территориальных бюджетов РФ………………………………..……………13
2. Анализ формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ (на примере консолидированного бюджета Республики Татарстан)……………………………………………………………………...17
2.1. Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РТ…………………………….……………….17
2.2. Анализ получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета………………………………………………………………………..23
2.3. Пути укрепления доходной базы территориальных бюджетов РФ на примере территориального бюджета РТ…………………………………30
Выводы и предложения………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

- прочие безвозмездные поступления.

     Доходы  бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в  средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. 
 

1.2. Особенности формирования доходов территориальных бюджетов РФ

     Бюджет  субъекта Российской Федерации  - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Конституция РФ (п. "и" ст. 72) определяет, что  установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

     Согласно  Программе развития бюджетного федерализма  в Российской Федерации на период до 2005 г., разграничение налоговых  полномочий и доходных источников между  органами власти и управления разных уровней должно базироваться на следующих критериях: стабильность, экономическая эффективность, территориальная мобильность налоговой базы, равномерность размещения налоговой базы, социальная справедливость.

      

     Территориальные бюджеты - это свод всех бюджетов на определенной территории, т.е. регионального и муниципальных. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления». Являясь низовым звеном бюджетной системы страны, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

     Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом  муниципального образования. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

     Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

     Регулирующие  доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

     Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

     Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

     Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

     Таким образом, формирование доходов региональных бюджетов осуществляется на основе принципа бюджетного федерализма. Региональные бюджеты формируются как за счет собственных доходов, так и за счет регулирующих. Налоги, полностью зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, определены в Налоговом кодексе РФ. А нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов закрепляются с помощью федеральных законов. 
 

1.3. Законодательные основы формирования доходов территориальных бюджетов РФ

     Основополагающим  актом бюджетного права является Конституция РФ 1993 г., в которой заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, сформулированные с учетом федерального устройства государства. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Предметы ведения в области бюджета сформулированы в ст. 71 Конституции РФ, где сказано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

     Доходы  бюджетов территориальных фондов формируются  в ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Рассмотрим эту статью подробнее.

     Бюджетный кодекс РФ, Глава 6, Статья 41 «Виды доходов бюджетов».

     1. К доходам бюджетов относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы  и безвозмездные поступления.

     2. К налоговым доходам бюджетов  относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

     3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

     - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

     - доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

     - доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

     - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

     - средства самообложения граждан;

     - иные неналоговые доходы.

     4. К безвозмездным поступлениям  относятся:

     - дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

     - субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

     - субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

     - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

     - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

     5. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

     Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

2. Анализ  формирования доходной базы территориальных бюджетов РФ (на примере консолидированного бюджета Республики Татарстан) 

2.1. Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РТ

     На  основе данных министерства финансов РТ - раздел аналитические материалы - подраздел отчеты об исполнении консолидированного бюджета РТ (отдельно за 2008, 2009 и 2010 годы) сделаем следующие таблицы с анализом:

Информация о работе Доходная база территориальных бюджетов РФ: особенности современного этапа ее развития и пути укрепления в среднесрочной перспективе