Вооруженные силы РФ на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Анализ практики строительства Вооружённых Сил Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что развитие военного законодательства, а также складывающаяся на его основе правоприменительная практика значительно опережают теорию военного права. Несмотря на очевидные достижения отечественной военно-правовой науки, теория российского военного права сегодня отстаёт от реальных запросов в области строительства Вооружённых Сил Российской Федерации.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е 2

1.Основы теории строительства Вооруженных Сил РФ 4


2. Организационная структура Вооруженных сил и стратегическое предназначение видов и родов войск 15


3. Основные направления стрительства Вооруженных сил РФ 19


З А К Л Ю Ч Е Н И Е 28

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Контрольная Основы строительства ВС.docx

— 130.66 Кб (Скачать)

     В В Е Д Е Н И Е          2

     1.Основы теории строительства Вооруженных Сил РФ   4 

     2. Организационная структура Вооруженных  сил и стратегическое предназначение  видов и родов войск       15 

     3. Основные направления стрительства  Вооруженных сил РФ  19 

     З А К Л Ю Ч Е Н И Е         28

     Список  литературы         30

 

     

     Введение 

     Развитие  современной российской государственности  осуществляется в условиях усиления военной нестабильности в мире. В  начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её военной безопасности, что детерминирует необходимость строительства таких Вооружённых Сил, которые могли бы эффективно противодействовать всем вызовам, опасностям и угрозам, как реальным, так и потенциальным. В этой связи возникла проблема существенной корректировки основных приоритетов строительства Вооружённых Сил в интересах гарантированного обеспечения интересов военной безопасности Российской Федерации. Указанные обстоятельства обуславливают и необходимость совершенствования правового обеспечения строительства Вооружённых Сил Российской Федерации в современных условиях.

     Строительство Вооружённых Сил относится к  областям государственной жизни, в  которых необходима наиболее полная правовая регламентация, которая в  должном объёме ещё не достигнута. В правовом регулировании строительства  Вооружённых Сил Российской Федерации  проявляется отставание разработки необходимых законодательных актов  от предъявляемых военно-политическим руководством государства требований в области обороны и обеспечения  военной безопасности России. Так, до настоящего времени вопросы реформирования и строительства Вооружённых  Сил, осуществления гражданского контроля за деятельностью военной организации государства и финансированием расходов на национальную оборону, деятельности Стратегических сил сдерживания и Сил общего назначения и другие ещё не нашли своего закрепления на законодательном уровне.

     В вопросах правового регулирования  строительства отечественных Вооружённых  Сил сложилась практика увеличения количества нормативных документов концептуального характера, принятых на подзаконном уровне, однако на законодательном  уровне происходит отставание разработки необходимых нормативных правовых актов от потребностей в области  строительства современных Вооружённых  Сил. Пробелы в правовом обеспечении  строительства Вооружённых Сил  должны восполняться не только принятием  на подзаконном уровне концептуальных документов долгосрочного планирования, но и повышением их правового статуса  путём закрепления в соответствующих  федеральных законах.

     Назрела необходимость разработки и введения в действие новых нормативных  правовых документов по применению Вооружённых  Сил в современных вооружённых  конфликтах, по обеспечению системы  государственного и военного управления на стратегических направлениях, а  также по комплектованию армии и  флота военнослужащими, проходящими  военную службу по контракту, обеспечению  их социальной защиты.

     Анализ  практики строительства Вооружённых  Сил Российской Федерации позволяет  прийти к выводу, что развитие военного законодательства, а также складывающаяся на его основе правоприменительная  практика значительно опережают  теорию военного права. Несмотря на очевидные  достижения отечественной военно-правовой науки, теория российского военного права сегодня отстаёт от реальных запросов в области строительства  Вооружённых Сил Российской Федерации. В целом в настоящее время  имеет место противоречие между  необходимостью совершенствования  правового обеспечения строительства  Вооружённых Сил и отсутствием  достаточной теоретической базы для получения новых научных  знаний, способных обеспечить оптимизацию  правового регулирования практической деятельности в области военного строительства.

 

     

  1. Основы  строительства Вооруженных сил РФ
 

     Проблемы  военного строительства и обороны государства исследовала плеяда отечественных специалистов, получивших широкое научное признание в советский период. В их числе исследования Ю. М. Бирюкова, А. С. Емелина, Ю. Д. Казанчева, Н. Н. Королькова, И. Ф. Побежимова, П. И. Романова, В. Г. Стрекозова, и других учёных1.

     Современные проблемы реформирования и строительства Вооружённых Сил Российской Федерации рассматриваются в трудах В. Ф. Акулича, Р. А. Загидулина, Н. И. Звинчукова, В. А. Озерова, С. А. Караганова, С. В. Корнишина, А. М. Кривенко, А. Л. Криводубского, А. Г. Толстоброва и других2.

     Отмеченные  работы служат теоретической основой  для дальнейшего исследования различных аспектов обеспечения строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. Вместе с тем, отмечая безусловную значимость проведённых исследований в области обороны и обеспечения военной безопасности, необходимо признать, что проблемы актуальных теоретических и методологических вопросов военного строительства ещё не решены.

     Несмотря  на наличие научных работ по различным вопросам военного строительства, ещё остаются не исследованными проблемы обеспечения строительства Вооружённых Сил современной России. Так в отечественной военной науке пока отсутствует целостное представление о механизме правового обеспечения строительства Вооружённых Сил Российской Федерации, не выработан единый подход к правовому регулированию гражданского контроля над ними, в полной мере не исследованы проблемы применения воинских формирований в чрезвычайных ситуациях, а также их использования за пределами территории России, сделаны лишь первые шаги по изучению и обобщению отечественного опыта комплектования армии и флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

     Рассмотрим  сущность и соотношение понятий «строительство вооружённых сил» и «военное строительство». Термин «строительство вооружённых сил» упоминается в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «Об обороне», однако сущность этого термина в отечественном законодательстве не

     раскрывается. Термин «военное строительство» применяется  в Военной доктрине Российской Федерации, кроме того, рассматриваемый термин употребляется в ряде указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам обороны и военной безопасности. Однако на законодательном уровне термин «военное строительство» также не употребляется и его правовое содержание ещё не определено. Только во «Временном руководстве по планированию строительства Вооружённых Сил Российской Федерации» приводится следующее определение: строительство Вооружённых Сил – система мероприятий, осуществляемых федеральными органами государственной власти, направленных на преобразование, оснащение, содержание и подготовку Вооруженных Сил к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени3.

     По  общепринятому мнению под военным  строительством понимается деятельность государства, направленная на создание и развитие её военной организации, а также осуществления руководства ею.

     Под строительством же Вооружённых Сил  понимается деятельность, направленная на создание и развитие Вооружённых Сил Российской Федерации как ядра военной организации государства и основы обеспечения его военной безопасности, а также руководство ими. Строительство Вооружённых Сил осуществляется в неразрывной связи со строительством всей военной организации государства и является основой военного строительства.

     Разграничение понятий «строительство вооружённых  сил» и «военное строительство» связано с выделением Вооружённых Сил из военной организации государства, в которую согласно пункту 12 Военной доктрины Российской Федерации входят все войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, органы управления ими, а также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения военной безопасности.

     Таким образом, военное  строительство охватывает мероприятия по строительству  и развитию всей военной  организации государства, а строительство  Вооружённых Сил  – только армии и военно-морского флота.

     Военное строительство – система экономических, социально-политических, собственно военных  и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах укрепления его военной мощи. Общие цели, содержание и практические задачи военного строительства определяются военной  политикой (военной доктриной) государства  и зависят от непосредственных угроз  национальной безопасности, характера  государственной власти и состояния  экономики страны.

     Основными составляющими военного строительства  являются строительство вооружённых  сил, развитие и функционирование оборонно-промышленного  сектора экономики государства, распределение материальных и людских  ресурсов в интересах обороны. Важнейшая  роль здесь отводится развитию военной  науки, созданию органов управления, подготовке территории страны к обороне,  а населения - к защите Отечества. Эти и другие составляющие были положены в основу строительства российской армии после распада СССР. Российская армия и флот фактически воссоздавались заново.

     В марте 1992 г. в Российской Федерации  было образовано Министерство обороны, выработана и начала реализовываться  концепция строительства Вооружённых  Сил России, определившая цели и  приоритеты военной политики.

     7 мая 1992 г. был издан Указ  Президента Российской Федерации  «О создании Вооружённых Сил  Российской Федерации». В нём  подтверждалась преемственность  лучших боевых и героических  традиций российской армии, использование  Вооружённых Сил для защиты  свободы и независимости России, обеспечения её безопасности  и суверенитета.

     На  основе Указа в состав Вооружённых  Сил России вошли органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших Вооружённых Сил Союза ССР, дислоцирующихся  на территории России, а также группировки  войск и сил флота за пределами  Российской Федерации, находящихся  под её юрисдикцией.

     Для того чтобы не допустить ослабления управления войсками (силами) до принятия соответствующих законодательных  актов Российской Федерации об обороне, руководство Вооружёнными Силами возлагалось  на Президента, а непосредственное управление - на первого заместителя  Министра обороны.

     В соответствии с новыми условиями  было уточнено военно-административное деление территории России. Территория страны была поделена на восемь военных  округов: Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Забайкальский, Дальневосточный.

     В состав Вооружённых Сил вошли  Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные  силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот.

     В состав Военно-Морского Флота были включены четыре флота - Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский, а также  Каспийская флотилия.

     Россия, став правопреемницей СССР, вывела на свою территорию войска из Чехословакии, Венгрии, Польши, Германии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии (более 300 тыс. чел.), а также более 45 тыс. ед. боевой техники.

     Численность Вооружённых Сил России достигла более 2,7 млн. человек. Содержать такую  армию в то время государству  было не по карману. Нужны были преобразования всей военной системы. Военная реформа  стала неизбежной. К этому времени  появились некоторые законодательные  акты в военной сфере. Верховным  Советом Российской Федерации были приняты Федеральные законы «Об  обороне», «О воинской обязанности  и военной службе», «О статусе  военнослужащих» и др. В них  определены основные цели, принципы и  задачи строительства Вооружённых  Сил России.

     Главной целью строительства Вооружённых  Сил и других войск Российской Федерации провозглашалось создание и развитие войск (сил), способных  обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности  страны, безопасность граждан и других жизненно важных интересов общества и государства, соответствующих  военно-политической и стратегической обстановке в мире и реальным возможностям страны.

     В основу строительства Вооружённых  Сил были положены следующие принципы:

    • подконтрольность органов военного управления и должностных лиц органам государственной власти;
    • соблюдение общегражданских политических прав и свобод и социальная защищённость военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы;
    • централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;
    • соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) возлагаемым на них задачам, законодательству, международному праву и экономическим возможностям России;
    • обеспечение высокого уровня профессионализма Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;
    • обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва;
    • учёт геополитического и геостратегического положения страны;
    • использование отечественного и мирового опыта военного строительства.

Информация о работе Вооруженные силы РФ на современном этапе развития