Вооруженные силы РФ на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Анализ практики строительства Вооружённых Сил Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что развитие военного законодательства, а также складывающаяся на его основе правоприменительная практика значительно опережают теорию военного права. Несмотря на очевидные достижения отечественной военно-правовой науки, теория российского военного права сегодня отстаёт от реальных запросов в области строительства Вооружённых Сил Российской Федерации.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е 2

1.Основы теории строительства Вооруженных Сил РФ 4


2. Организационная структура Вооруженных сил и стратегическое предназначение видов и родов войск 15


3. Основные направления стрительства Вооруженных сил РФ 19


З А К Л Ю Ч Е Н И Е 28

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Контрольная Основы строительства ВС.docx

— 130.66 Кб (Скачать)

     Основные  усилия в строительстве Вооружённых  Сил были направлены на:

     до 1996 г.:

    • создание группировок войск (сил) на территории Российской Федерации в соответствии с их предназначением и задачами;
    • совершенствование видовой структуры войск;
    • завершение вывода соединений и частей, расположенных за пределами России, на её территорию;
    • продолжение перехода на смешанную систему комплектования, сочетающую службу на добровольной основе (по контракту) со службой  по  призыву по экстерриториальному принципу;
    • сокращение численности Вооружённых Сил до установленного уровня;

     в 1996 - 2000 гг.:

    • завершение реорганизации структуры Вооружённых Сил, их перехода на смешанную систему комплектования, создания группировок войск и военной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

     Для решения этих грандиозных задач  нужна была глубокая реформа не только Вооружённых Сил, но и всей системы  национальной безопасности.

     Для успеха реформы важно было уяснить:

     во-первых, что разработка и реализация военной  реформы является общенациональным проектом, к которому на государственном  уровне привлечены все ветви власти и органы управления государством;

     во-вторых, что Россия должна иметь такие  Вооружённые Силы, которые отвечали бы её экономическим и финансовым возможностям, способствовали стабильности в стране и надёжно защищали её суверенитет и территориальную  целостность;

     в-третьих, что для проведения военной реформы  необходимы законодательно-правовые основы, обеспечивающие социальную защиту военнослужащих и членов их семей. В центре преобразований должен быть человек, которому Родина доверяет оружие и боевую технику, безопасность страны.

     Задачи  по проведению военной реформы ставились  в посланиях Президента России Федеральному Собранию, в них определялись контуры  реформы в области обороны  и безопасности.

     В первом Послании 1994 г. впервые была выдвинута идея о проведении военно-правовой реформы. В течение 1994 - 1995 гг. ставилась  задача полностью завершить формирование Вооружённых Сил применительно  к новым условиям и создать  основу для их глубокого преобразования.

     Ключевой  проблемой, препятствующей нормальному  ходу реформирования Вооружённых Сил, стало отсутствие целостного механизма  принятия решений в области обеспечения  военной безопасности.

     В связи с этим была поставлена задача создания эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением военной безопасности, в рамках которой  требовалось:

    • добиться повышения престижа военной службы, авторитета Вооружённых Сил и других войск, готовности граждан к добросовестному выполнению долга по защите Отечества;
    • создать и усовершенствовать нормативную правовую основу военного строительства, функционирования Вооружённых Сил и других войск, оборонно-промышленного потенциала;
    • обеспечить координацию деятельности Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;
    • уточнить и скоординировать задачи Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации в соответствии с современными требованиями к обеспечению обороны и национальной безопасности;
    • обеспечить на базе Министерства обороны скоординированную систему заказов вооружения и военной техники, проведение НИОКР для Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;
    • создать унифицированные и скоординированные системы технического, тылового и мобилизационного развёртывания, основанные на территориальном принципе для всех войск Российской Федерации;
    • преобразовать и продолжить развитие оборонно-промышленного комплекса за счёт концентрации усилий на разработке и создании наиболее перспективных вооружений и военной техники, обеспечивающих развитие Стратегических ядерных сил;
    • упорядочить формирование и исполнение оборонного бюджета, сделать его структуру в большей степени отвечающей задачам устойчивого долгосрочного развития Вооружённых Сил, их технической оснащённости.

     Вот как определялись задачи по военной  реформе в Послании Президента Российской Федерации 1997 г.: «Приоритетное значение в предотвращении войн и вооружённых  конфликтов Россия, как и прежде, отдает политико-дипломатическим, международно-правовым и экономическим средствам, коллективным действиям мирового сообщества в  отношении угрозы миру, нарушений  мира и актов агрессии. Но для  защиты национальных интересов она  должна быть готова и к применению  и других средств - Вооружённых Сил, всей оборонной мощи государства».

     В Послании отмечены серьёзные недостатки в строительстве Вооружённых  Сил. По общему уровню технической оснащённости Вооружённые Силы России отставали  от наиболее мощных армий мира на 5 - 10, а по остальным направлениям –  на 15 лет. Была практически свёрнута модернизация вооружения и военной  техники. Тяжёлое положение складывалось с организацией прохождения военной  службы и подготовкой кадров. Произошло  снижение уровня боевой и мобилизационной  готовности войск.

     Уровень денежного довольствия военнослужащих не соответствовал сложности, напряжённости, значимости и особому характеру  воинского труда, что подрывало  престижность военной службы и экономические  основы комплектования военными кадрами.

     Большую озабоченность главы государства  вызывало то, что не выполнялся в  полном объёме Закон «О статусе военнослужащих», определяющий права и льготы, которыми пользуются военнослужащие в соответствии с условиями контракта о прохождении  военной службы. Не обеспечивалась и своевременность выплаты военнослужащим денежного содержания.

     Вооружённые Силы, другие войска тогда находились в тяжёлом положении, которое  продолжало ухудшаться. Вот почему в проведении военной реформы, в  преобразовании военной организации  государства в целом дорог  был каждый день. Любые задержки наносили ущерб обороноспособности России.

     Военную реформу предусматривалось проводить  по нескольким направлениям:

     1. Всю военную организацию государства  необходимо было привести в  соответствие с потенциальными  угрозами и вызовами безопасности  России, экономическими возможностями  страны.

     В этой целью предполагалось оптимизировать структуру видов и родов Вооружённых  Сил, уменьшить число министерств  и ведомств, которым разрешено  иметь в своём составе вооружённые  формирования, сократить численность  Вооружённых Сил и других войск. Уже в 1997 г. штатная численность  Вооружённых Сил сократилась  на 200 тыс. чел.

     2. Совершенствовались социальная  защищённость, социальное обеспечение,  переподготовка по гражданским  специальностям офицеров и прапорщиков,  увольняемых из Вооружённых Сил  и других войск.

     3. С учётом того, что Россия имеет  самую протяжённую государственную  границу в мире, была высказана  идея о том, что нет необходимости  иметь по всему её периметру  одинаково сильные группировки  войск. Поэтому предполагалось  создать по региональному принципу (в составе военных округов)  высокомобильные силы, способные  вести автономные действия и  в кратчайшие сроки локализовать  и нейтрализовать угрозы на  любом направлении.

     В течение 1997 г. уточнялись задачи Вооружённых  Сил, других войск и воинских формирований, обеспечивалось сопряжение планов их строительства и подготовки, повышения  эффективности управления, интегрировались  системы технического, тылового и  иных видов обеспечения, капитального строительства, подготовки кадров, военного образования и военной науки.

     Основной  целью этих мероприятий было добиться комплексного применения Вооружённых  Сил и других войск, устранить  параллелизм, ликвидировать дублирующие  звенья и направить их на решение  других задач.

     4. Комплектование Вооружённых Сил,  других войск планировалось переводить  на контрактную основу по мере  создания необходимой инфраструктуры  для службы и жизни военнослужащих  и членов их семей.

     5. В военно-технической политике  основные усилия сосредоточивались  на обеспечении качественного  технического оснащения, роста  боевой эффективности Вооружённых  Сил и других войск, на оптимизации  номенклатуры, стандартизации, унификации  и широкой модернизации вооружений  и военной техники.

     При организации научных исследований первостепенное внимание уделялось  готовности Вооружённых Сил эффективно функционировать в условиях быстрого развития информационных технологий и  новых видов вооружений.

     Реформирование  Вооружённых Сил и других войск  в это время происходило при  неуклонном соблюдении принципа сохранения Россией способности осуществлять эффективное сдерживание, в том  числе ядерное, от агрессии против неё  и союзных государств.

     Конечной  целью военной реформы было создание достаточной обороны, качественно  новых, значительно меньших по численности  Вооружённых Сил и других войск, оснащённых современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.

     В то же время укрепление обороноспособности страны требовало активной морально-политической поддержки общества и создания необходимой  нормативной правовой базы.

     В основном преодолено отношение к  этой реформе как к чему-то искусственному, навязываемому сверху. И хотя во взглядах на пути её проведения ещё  нет единства, в целом военная  реформа осознана обществом как  острая и объективная необходимость. Ведь она определит судьбу Вооружённых  Сил, других войск, оборонного комплекса  России на пороге третьего тысячелетия.

     В основе проводившихся и планируемых  на 1998 г. мер лежали строгие экономические  расчёты, увязанные с финансовыми  возможностями государства. Был  взят курс на качественное совершенствование  всех компонентов военной организации  государства, поиск наиболее рациональных путей обеспечения обороны и  безопасности страны.

     Были  намечены жёсткие, но вполне достижимые ориентиры.

     Первое. В 1998 г. численность военнослужащих необходимо было сократить до 1200 тыс. Это позволило бы высвободить  существенные ресурсы для решения  проблемы задержек выплаты денежного  довольствия, повышения уровня боевой подготовки солдат и офицеров.

     Второе. Планировались организационные  преобразования, позволяющие более  рационально использовать ресурсы, выделяемые на обеспечение обороны  и безопасности страны.

     В Вооружённых Силах объединялись в единый вид Ракетные войска стратегического  назначения, Военно-космические силы, войска ракетно-космической обороны. В 1998 г. было начато и должно было завершиться  объединение Военно-воздушных сил  и Войск противовоздушной обороны. Из Вооружённых Сил планировалось  вывести военно-строительные части, сельскохозяйственные и торговые предприятия.

     Однако  реализовать все эти планы  не удалось по организационным причинам. Президент страны не воспользовался своим конституционным правом контроля за деятельностью государственных органов по реформированию Вооружённых Сил.

     Частая  смена министров обороны и  начальников Генерального штаба Вооружённых Сил приводила к дезорганизации управления, создавала кадровую неразбериху и невозможность выполнения намеченных планов по реформированию армии и флота в указанные сроки.

     В этот период было  принято немало ошибочных решений. Приведу только один пример. На основании Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. Главкомат Сухопутных войск был преобразован в Главное управление Сухопутных войск. Такое понижение статуса крайне отрицательно сказалось на развитии Сухопутных войск как вида Вооружённых Сил. В последующем эта ошибка была исправлена Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 16 января 2001 г. Главкомат Сухопутных войск был восстановлен. Государству это стоило немалых финансовых средств.

     Как показала практика строительства и  преобразования войск с 1992 по 1998 гг., были допущены серьёзные просчёты, последствия которых оказались  очень тяжёлыми.

Информация о работе Вооруженные силы РФ на современном этапе развития