Вооруженные силы РФ на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Анализ практики строительства Вооружённых Сил Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что развитие военного законодательства, а также складывающаяся на его основе правоприменительная практика значительно опережают теорию военного права. Несмотря на очевидные достижения отечественной военно-правовой науки, теория российского военного права сегодня отстаёт от реальных запросов в области строительства Вооружённых Сил Российской Федерации.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е 2

1.Основы теории строительства Вооруженных Сил РФ 4


2. Организационная структура Вооруженных сил и стратегическое предназначение видов и родов войск 15


3. Основные направления стрительства Вооруженных сил РФ 19


З А К Л Ю Ч Е Н И Е 28

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Контрольная Основы строительства ВС.docx

— 130.66 Кб (Скачать)

     Структурно  Вооружённые Силы Российской Федерации  состоят их трёх видов Вооружённых  Сил: Сухопутные войска, Военно-морской  флот и Военно-воздушные силы и  трёх родов войск: Ракетные войска стратегического  назначения, Воздушно-десантные войска и Космические войска.

     Основной  военно-административной единицей Российской Федерации и межвидовым стратегическим территориальным объединением Вооружённых  Сил является военный округ.

     Исходя  из характера потенциальных военных  угроз, предназначения того или иного  военного округа и с учётом границ субъектов РФ на базе существовавших шести военных округов сформированы четыре военных округа, руководство  которыми возложено на объединенные стратегические командования. Изменению  военно-административного деления  Российской Федерации способствовало несколько причин.

     Во-первых, военно-административное деление перестало  отвечать существующим военным угрозам. Для отражения агрессии необходимо объединение войск и сил нескольких военных округов и флотов.

     Во-вторых, на стратегических направлениях не было органов, способных объединять усилия сухопутных, авиационных и морских  сил. Поэтому в период кризиса  необходимо было создавать дополнительные временные, неслаженные органы для  управления межвидовыми группировками  войск.

     В-третьих, отсутствие органов, предназначенных  для управления межвидовыми группировками, влекло за собой дефицит командующих, способных планировать и проводить  межвидовые операции на театрах войны. Кроме того, при наличии шести  военных округов и семи армий  существовала и серьезная кадровая диспропорция, затрудняющая отбор генералов  и офицеров для замещения вышестоящих  должностей на конкурсной основе.

     В-четвёртых, территориальные границы военных  округов не соответствовали границам зон ответственности за противовоздушную оборону.

     Теперь  все войска на территории военного округа подчиняются одному командующему и он несёт персональную ответственность за безопасность в регионе.

     В целом объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило  качественно увеличить боевые возможности  новых военных округов за счёт сокращения времени реакции в  кризисных ситуациях и роста  их совокупной ударной мощи.

     Управление  Вооружёнными Силами

     Вооружённые Силы РФ состоят из центральных органов  военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые  входят в виды и рода войск Вооружённых  Сил и в войска, не входящие в  виды и рода войск Вооружённых  Сил.

     В целях разделения оперативных и  административных функций в Министерстве обороны сформированы два функциональных ствола ответственности: первый - планирование применения и строительства Вооружённых  Сил, второй - планирование всестороннего  обеспечения войск (сил).

     Осуществлён переход на трёхуровневый принцип  ответственности: за боевую подготовку отвечают главные командования видов, объединения и соединения, за оперативную - Генеральный штаб, объединенные стратегические командования и объединения.

     В результате проведённых преобразований Генеральный штаб освободился от дублирующих функций и стал полноценным  органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооружёнными Силами при  выполнении поставленных задач.

     Главные командования видов концентрируют  свои усилия на строительстве видов, организации боевой подготовки, подготовке младших специалистов, планировании миротворческой деятельности и обеспечении  по специальным видам.

     Межвидовым  органом управления становится объединённое стратегическое командование военного округа, предназначенное для планирования и управления всеми объединениями, соединениями и воинскими частями, входящими в межвидовую группировку  войск на стратегическом направлении, за исключением входящих в состав Стратегических ядерных сил.

     Командующий войсками военного округа несёт персональную ответственность за обеспечение  военной безопасности Российской Федерации  в установленных границах.

     В результате проведённых в Вооружённых  Силах мероприятий по переходу на новый облик не просто сокращено  количество общевойсковых соединений и воинских частей, а оптимизирована их организационно-штатная структура  и повышены боевые возможности.

     На  стратегических направлениях созданы  самодостаточные межвидовые группировки  войск (сил), объединённые под единым командованием, основу которых составляют соединения и воинские части постоянной готовности, способные в кратчайшие сроки привести себя в высшие степени  боевой готовности и выполнить задачи по предназначению.

     Так, например, после реорганизации боевой потенциал Западного военного округа по сравнению с Ленинградским  военным округом увеличился в 13 раз, что свидетельствует о заблаговременно  спланированных и поэтапно реализуемых  подходах государства по совершенствованию  Вооружённых Сил.

     В результате высвобождения финансовых средств, уменьшения количества соединений и воинских частей у Минобороны России появилась возможность реального  перевооружения армии и флота, а  не бесконечных модернизации и ремонта  морально и физически устаревших образцов вооружения и военной техники.

     Вместе  с тем, в выстраиваемой управления ВС могут проявиться и весьма критические недостатки. Так, по мнению доцента кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ полковника ВАККАУС М.Ф. в централизованной системе, имеющей иерархический характер, ошибки, допущенные на вышестоящем уровне управления, в принципе не могут быть исправлены на её нижестоящих уровнях, то крайне важна обоснованность принимаемых на её вершине решений.

     В частности, существующий механизм принятия решений не предусматривает процедуры  максимально возможного обоснования.  Жёстко централизованная система управления вооружённых сил позволяет проводить  в жизнь любые, даже самые абсурдные  решения, но во время войны, в отличие  от мирного времени, они тут же получают адекватную оценку противником  и руководители, их принявшие, несут  персональную ответственность. Представляется, что военным руководителям должна быть искусственно создана конкурентная среда, заставляющая их в максимально  возможной степени обосновывать предлагаемые меры, в том числе  и рассмотрением их наравне с  альтернативными вариантами. И только на этой основе политическое руководство, как основной представитель гражданского общества, должно давать им полномочия на их реализацию. При этом они смогут судить и о степени их компетентности.

     По  опыту государственного строительства  западных стран, одним из таких элементов  является разделение министерства обороны  на три составных части: армия, авиация  и флот, руководители которых участвуют в выработке решений, но имеют право выдвигать и отстаивать альтернативные варианты вплоть до принятия политического решения.

     Вызывает  сомнение обоснованность административно  определявшейся и неоднократно подвергавшейся корректировки численности офицерского  состава. В частности, офицеров необходимо столько, сколько необходимо для  обеспечения выполнения функций  управления в мирное и в военное  время. И это связано только с  количеством и характеристиками управляемых объектов и самого процесса, а не с количеством солдат. Определённый резерв офицеров может содержаться  и вне армии (например, как в  США в национальной гвардии).

     В содержательной части военной реформы  проблемой принципиального характера  является определение общей цели деятельности. Если рассматривать ВС РФ как средство решения проблем внешней политики в войне, то цель для них одна – военная победа. Если война и возникнет, то только в результате действий одного из государств, стремящегося установить контроль над нашими природными ресурсами, преимущественно, под другими лозунгами. При этом очевидно, война будет вестись в целях приведения к власти лояльной интересам противника  оппозиции и расчленения с её помощью России на ряд независимых государств.

     Однако, Военной доктриной определены  цели первых операций: прикрытие госграницы и отражение агрессии. Противник, если нападёт, то, как следует из опыта последних войн, первым делом будет стремиться решить проблему нашего ядерного оружия и авиации, потом ПВО, а затем будет уничтожать авиацией сухопутные войска. Затем, нарушением системы обеспечения населения продуктами питания, электроэнергией, топливом и распространением дискредитирующей информации, спровоцирует недовольство населения «предательским» правительством, «разворовавшим» страну и «развалившим» армию.   Этот сценарий возможен и без ведения военных действий, но ВС США потенциально способны реализовать и его военный вариант. Как заявил Барак Обама: «Мы имеем вооружённые силы по мощи, не имеющие аналогов в мировой истории, и мы всё сделаем для их укрепления. Они должны быть способны разгромить любого противника, угрожающего нашим национальным интересам».

 

     

  1. Основные  направления строительства  Вооруженных Сил РФ
 

     За  последние 10 лет затраты мирового сообщества на военные нужды выросли  на 45% и в настоящее время составляют $1,46 трлн. Об этом говорится в докладе, опубликованном 8 июня 2009г. Стокгольмским  институтом исследования проблем мира (SIPRI)4.

     Россия, имея военные расходы, в 2 раза большие  военных расходов Индии, Турции, Ирана  закупает новой техники для своих  ВС в 3-4 раза меньше. Разгадка в неэффективном расходовании средств.

     США приняли Доктрину первого, обезоруживающего удара 80 тысячами крылатых ракет по административным и военным центрам, в том числе по шахтным пусковым установкам с точностью в 1,5-2 метра  и с интенсивностью пуска в 1000 ракет в сутки5.

     Согласно  ядерной доктрине периода холодной войны, разработанной министром  обороны Робертом Макнамарой, необходимым  условием ядерного удара по СССР было уничтожение 25% населения. В середине апреля 2009г. Федерация американских ученых опубликовала доклад, посвященный формированию новой ядерной доктрины США. Он обосновывает идею президента Барака Обама о необходимости ядерного разоружения, доказывая, что нынешний ядерный потенциал США не только бесполезен, но и опасен для самой Америки. Авторы доклада предлагают сократить количество ядерных боеголовок до минимума, а также перенацелить ракеты с густонаселенных городов на 12 ключевых объектов российской экономики – предприятия «Газпрома», «Роснефти», «Русала», «Норникеля», «Сургутнефтегаза», «Евраза», «Северстали», немецкой E.ON и итальянской Enel. Сейчас в США имеется 5,2 тыс. ядерных боеголовок, из которых 2,7 тыс. находятся на оперативном дежурстве и еще 2,5 тыс. – на складах.  Подлётное время стратегической ударной авиации НАТО от границы Эстонии до Санкт-Петербурга не превышает 4 минут, до Москвы – не более 18. «Зачистку» территории от очагов сопротивления после обеззаруживающего удара крылатыми ракетами могут провести войска НАТО в составе 24 дивизий и 254 бригад, имеющих на вооружении только в Европе до 13 тысяч танков, 25 тысяч боевых бронированных машин, несколько тысяч самолетов6. Дивизия НАТО, оснащенная современными средствами управления, связи и навигации, превосходит по боевой эффективности современную российскую дивизию, построенную по образцам 1980-х годов, более чем в 3 раза.

     В табл. 2 по данным7 представлено соотношение сил на Западном стратегическом направлении.

     Возможности российских ВС на этом стратегическом направлении на порядок ниже группировки ВС США и НАТО.

     За  последние 8 лет военные расходы  Китая выросли в 4 раза, и, несмотря на кризис, военный бюджет страны растет на 14–17% в год8.

     В сентябре 2006 г. Китай провел беспрецедентные  по масштабам десятидневные учения Шэньянского и Пекинского военных  округов Народно-освободительной  армии Китая, 2-х самых мощных по своему потенциалу из 7 китайских военных  округов9. В ходе учений части Шэньянского ВО совершили бросок на расстояние 1000 км на территорию Пекинского ВО, где провели учебное сражение с частями этого округа. Целями учений стали отработка навыков маневрирования армейскими соединениями на большом удалении от мест базирования и повышение уровня управления тыловым обеспечением войск. По словам экспертов, подобный сценарий учений можно рассматривать только как подготовку к войне с Россией, причем отрабатывается именно наступление, а не оборона. В ходе маневров 2008 года НОАК провела бросок 4-х дивизий на 4 тыс. км. Единственными направлениями столь мощного броска по суше может быть либо российская Сибирь, либо Казахстан. Китайские ракеты не долетят до США и, во всяком случае, не преодолеют американскую систему ПРО, а долететь до городов европейской части России они вполне способны10. 

     В этих условиях остро  стоит проблема, связанная  с реализацией  основных направлений  развития Вооруженных  сил Российской Федерации, способных противостоять  современным вызовам.

     Направления, связанные с совершенствованием Вооружённых Сил РФ, определены в  Концепции строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации  на период до 2020 года.

     Она была утверждена Президентом России 19 апреля 2010 года. Основными из приоритетов являются:

     совершенствование стратегических сил сдерживания  в составе Стратегических ядерных  сил и сил воздушно-космической  обороны;

     наращивание межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;

     создание  системы управления Вооружённых  Сил в соответствии с их перспективным  составом и структурой;

Информация о работе Вооруженные силы РФ на современном этапе развития