Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ проблем и представление перспектив изменения политико-территориального деления страны на современном этапе.
Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:
- выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;
- описать процесс эволюции ПТД (политико-территориального деления) в России;
- исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
- показать влияние ассиметричного федерализма на государственное регулирование территориального развития РФ;
- определить особенности формирования и строения современной политики регионов в вопросах ПТД;
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты развития вопроса о политико-территориальной организации РФ…………………………………………...............................................5
1.1 Основные понятия, особенности и проблемы…………………………..5
1.2 Процесс эволюцииполитико-территориальной организации России.14
1.3 Основные принципы политико-территориальной организации РФ....27
2 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………...39
2.1 Объединение регионов: проекты и их реализация…………………..…39
2.2 Реформирование политико-территориальной организации местного самоуправления……………………………………………………………………….45
2.3Политико-правовой анализ политико-территориальной
организации …………………………………………………………………………..56
3Современные проблемы политико-территориальной организации РФ……………………………………………………………………………………...72
Список использованных источников…………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный
Институт экономики и управления
Кафедра «Государственная налоговая служба»
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РФ
Пояснительная записка
к курсовой работе
КР 081100.23.000 ПЗ
Студент группы ГМУ - 11
Руководитель КР старший преподаватель И. Е. Оглоблина
БАРНАУЛ 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты
развития вопроса о политико-территориальной
организации РФ…………………………………………............
2 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………...39
2.1 Объединение регионов: проекты и их реализация…………………..…39
2.2 Реформирование политико-территориальной
организации местного самоуправления…………………………………………
2.3 Политико-правовой анализ политико-территориальной
организации …………………………………………………………………………..
3 Современные проблемы
политико-территориальной организации
РФ…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………79
Приложение……………………………………………………
Введение
В современной политической и экономической ситуации во всем мире сегодня повышается интерес политологов и широкого круга исследователей к проблематике, обозначаемой Политико-территориальное деление. Это связано, с необходимостью осмысления результатов социально-политических и экономических изменений, произошедших в России.
Стало уже привычным суждение о том, что за последнее время Россия сильно изменилась, а вместе с ней во многом трансформировалось сознание и поведение российских граждан, ее политическая и экономическая позиция, нормативно-правовая база и многое другое.
Политико-территориальным делением называется разделение территории государства на административно управляемые части (политико-территориальные единицы). К основным процессам изменения политико-территориального деления относят: увеличение или уменьшение числа административных единиц, их укрупнение и разукрупнение, присоединение или отсечение от них участков территорий.
В данной курсовой работе использовались исследования таких авторов, как Д.В.Бадовского, Л.Карапетяна, Ф.Мухаметшина, М.Х.Фарукшина и многих других. Повышенный интерес к проблеме федерализма не является случайным, так как уже давно федерализм превращается в важнейшую составную часть региональной политической жизни. Тем не менее, указанная проблема относится к числу наименее разработанных в России. До последнего времени имеющиеся по этой проблеме публикации по преимуществу рассматривали отдельные вопросы отношений власти по вертикали и управления "федеральный центр - субъекты Федерации - местное самоуправление". И лишь за редким исключением к России подходили как к объекту управления, имеющему федеративную природу.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что разработка и проведение этих реформ требуют тщательного анализа схем реализации, законодательной базы и возможных последствий этих процессов.
Целью данного исследования
является анализ проблем и представление
перспектив изменения политико-
Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:
- выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;
- описать процесс эволюции ПТД (политико-территориального деления) в России;
- исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
- показать влияние
- определить особенности
формирования и строения
- выявить соотношения некоторых аспектов законодательств в вопросах ПТД.
Предметом данного исследования является Политико-территориальное деление РФ на современном этапе.
Объектом – проблемы реализации политики РФ в вопросах Политико-территориального развития страны в целом и ее регионах.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты развития вопроса о ПТД (политико-территориального деления) РФ
1.1 Основные понятия, особенности и проблемы
Под политико-территориальным делением (ПТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы ПТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети ПТД, логику районирования территории на политико-территориальные единицы и процессы изменения сети ПТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение. Как правило, два противоположных процесса — центробежный и центростремительный — поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети ПТД.
Политико-территориальное устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Политико-территориальное устройство - это внутренне согласованное объединение политико-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность политико-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. 1
Политико-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы — территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.
Как целостную систему политико-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:
- единство основ
- тесная связь политико-
- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
- единая сеть политико-
- единые принципы, лежащие в основе всего политико-территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);
- единство системы органов
государственной власти в
- автономность одних политико-
Безусловно, перечисленные
признаки являются далеко не исчерпывающими,
однако даже их достаточно для того,
чтобы рассматривать
В основе политико-территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.
Такая организация автономность каждой политико-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.
По сравнению с обычными политико-территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.
Под политико-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.
Всякая часть территории,
будучи признана самостоятельной политико-
Признавая ту или иную территорию
самостоятельной политико-
Таким образом, политико-территориальная единица — компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания политико-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные политико-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.3
Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.
Политико-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей политико-территориальные единицы. В свою очередь политико-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.
Как сложная система политико-
Системообразующими факторами,
объединяющими отдельные
Информация о работе Особенности политико-территориальной организации РФ