Особенности политико-территориальной организации РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ проблем и представление перспектив изменения политико-территориального деления страны на современном этапе.
Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:
- выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;
- описать процесс эволюции ПТД (политико-территориального деления) в России;
- исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
- показать влияние ассиметричного федерализма на государственное регулирование территориального развития РФ;
- определить особенности формирования и строения современной политики регионов в вопросах ПТД;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты развития вопроса о политико-территориальной организации РФ…………………………………………...............................................5
1.1 Основные понятия, особенности и проблемы…………………………..5
1.2 Процесс эволюцииполитико-территориальной организации России.14
1.3 Основные принципы политико-территориальной организации РФ....27
2 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………...39
2.1 Объединение регионов: проекты и их реализация…………………..…39
2.2 Реформирование политико-территориальной организации местного самоуправления……………………………………………………………………….45
2.3Политико-правовой анализ политико-территориальной
организации …………………………………………………………………………..56
3Современные проблемы политико-территориальной организации РФ……………………………………………………………………………………...72
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая оглоблина.docx

— 335.17 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический  университет им. И. И. Ползунова»

Институт экономики  и управления

Кафедра «Государственная налоговая служба»

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РФ

 

Пояснительная записка 

к курсовой работе

 

 

КР 081100.23.000 ПЗ

 

 

 Студент группы   ГМУ - 11                                                            П. Н. Харченко

                                                                                                                                    подпись                                 и. о., фамилия  

 Руководитель КР старший преподаватель                                И. Е. Оглоблина

                                                               должность, ученое  звание                         подпись                                 и. о., фамилия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1   Теоретические аспекты развития вопроса о политико-территориальной организации РФ…………………………………………...............................................5

    1. Основные понятия, особенности и проблемы…………………………..5
    2. Процесс эволюции политико-территориальной организации России.14
    3. Основные принципы политико-территориальной организации РФ....27

2  Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………...39

2.1 Объединение регионов: проекты и их реализация…………………..…39

2.2 Реформирование политико-территориальной организации местного самоуправления……………………………………………………………………….45

2.3 Политико-правовой анализ политико-территориальной

организации …………………………………………………………………………..56

3  Современные проблемы политико-территориальной организации РФ……………………………………………………………………………………...72

Список использованных источников…………………………………………79

Приложение…………………………………………………………………. ...81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной политической и экономической ситуации во всем мире сегодня повышается интерес  политологов и широкого круга  исследователей к проблематике, обозначаемой Политико-территориальное деление. Это связано, с необходимостью осмысления результатов социально-политических и экономических изменений, произошедших в России.

Стало уже привычным суждение о том, что за последнее время  Россия сильно изменилась, а вместе с ней во многом трансформировалось сознание и поведение российских граждан, ее политическая и экономическая  позиция, нормативно-правовая база и  многое другое.

Политико-территориальным делением называется разделение территории государства на административно управляемые части (политико-территориальные единицы). К основным процессам изменения политико-территориального деления относят: увеличение или уменьшение числа административных единиц, их укрупнение и разукрупнение, присоединение или отсечение от них участков территорий.

В данной курсовой работе использовались исследования таких авторов, как  Д.В.Бадовского, Л.Карапетяна, Ф.Мухаметшина, М.Х.Фарукшина и многих других. Повышенный интерес к проблеме федерализма не является случайным, так как уже давно федерализм превращается в важнейшую составную часть региональной политической жизни. Тем не менее, указанная проблема относится к числу наименее разработанных в России. До последнего времени имеющиеся по этой проблеме публикации по преимуществу рассматривали отдельные вопросы отношений власти по вертикали и управления "федеральный центр - субъекты Федерации - местное самоуправление". И лишь за редким исключением к России подходили как к объекту управления, имеющему федеративную природу.

Актуальность выбранной  темы обуславливается тем, что разработка и проведение этих реформ требуют  тщательного анализа схем реализации, законодательной базы и возможных  последствий этих процессов.

Целью данного исследования является анализ проблем и представление  перспектив изменения политико-территориального деления страны на современном этапе.

Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:

- выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;

- описать процесс эволюции  ПТД (политико-территориального деления) в России;

- исследовать проблемы  выравнивания конституционного  статуса субъектов Российской  Федерации;

- показать влияние ассиметричного  федерализма на государственное  регулирование территориального  развития РФ;

- определить особенности  формирования и строения современной политики регионов в вопросах ПТД;

- выявить соотношения  некоторых аспектов законодательств в вопросах ПТД.

Предметом данного исследования является Политико-территориальное деление РФ на современном этапе.

Объектом – проблемы реализации политики РФ в вопросах Политико-территориального развития страны в целом и ее регионах.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

1. Теоретические аспекты развития вопроса о ПТД (политико-территориального деления) РФ

 

1.1 Основные понятия,  особенности и проблемы

 

Под политико-территориальным делением (ПТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы ПТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети ПТД, логику районирования территории на политико-территориальные единицы и процессы изменения сети ПТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение. Как правило, два противоположных процесса — центробежный и центростремительный — поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети ПТД.

Политико-территориальное устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Политико-территориальное устройство - это внутренне согласованное объединение политико-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность политико-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. 1

Политико-территориальное  устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы — территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему  политико-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

- единство основ конституционного  строя российского государства,  задачи и цели многонационального  народа, проживающего различных  субъектах федерации и политико-территориальных единицах;

- тесная связь политико-территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;

- единство территории  Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции  РФ);

- равноправие субъектов  федерации (ст. 5 Конституции РФ);

- единая сеть политико-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

- единые принципы, лежащие в основе всего политико-территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- единство системы органов  государственной власти в субъекте  федерации в соответствии с  политико-территориальным устройством;

- автономность одних политико-территориальных образований по отношению к другим.2

Безусловно, перечисленные  признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное  устройство российского государства  как целостную структуру.

В основе политико-территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация автономность каждой политико-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.

По сравнению с обычными политико-территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под политико-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной политико-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной политико-территориальной единицей, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, политико-территориальная единица — компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания политико-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные политико-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.3

Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов  федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации»  России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.

Политико-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей политико-территориальные единицы. В свою очередь политико-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система политико-территориальное устройство включает в качестве составных частей политико-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно- территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения политико-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в  целостный организм, являются такие  свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование  внутри суверенного государства  участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному  делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая  отыскивать оптимальные структуры  пространственной сферы политической и экономической организации  общества.

Информация о работе Особенности политико-территориальной организации РФ