Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ проблем и представление перспектив изменения политико-территориального деления страны на современном этапе.
Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:
- выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;
- описать процесс эволюции ПТД (политико-территориального деления) в России;
- исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
- показать влияние ассиметричного федерализма на государственное регулирование территориального развития РФ;
- определить особенности формирования и строения современной политики регионов в вопросах ПТД;
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты развития вопроса о политико-территориальной организации РФ…………………………………………...............................................5
1.1 Основные понятия, особенности и проблемы…………………………..5
1.2 Процесс эволюцииполитико-территориальной организации России.14
1.3 Основные принципы политико-территориальной организации РФ....27
2 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………...39
2.1 Объединение регионов: проекты и их реализация…………………..…39
2.2 Реформирование политико-территориальной организации местного самоуправления……………………………………………………………………….45
2.3Политико-правовой анализ политико-территориальной
организации …………………………………………………………………………..56
3Современные проблемы политико-территориальной организации РФ……………………………………………………………………………………...72
Список использованных источников…………………………………………
В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая) существуют и поныне.
Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.
13. Стадия устойчивого равновесия системы ПТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения — ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР. Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР.
Последующие изменения носили лишь «косметический» характер: в 1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все 10 национальных округов стали называться автономными округами.
После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений ПТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами ПТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в ПТД — Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики.
В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы ПТД, предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов. Преобладают два подхода к проведению реформы — унитарный и дифференцированный. Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта — простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.
1.3 Основные принципы ПТД
Анализируя проблемы политико-правового
статуса федеральных округов, специалисты
выделяют как минимум два аспекта.
Во-первых, вопросы, связанные со стратегией
предполагаемой в перспективе реорганизации
системы федеративного
Исходя из основ конституционного
строя современной России, можно
сказать, что федеральные округа
пока не вписываются в рамки
В связи с этим можно
предположить, что в рамках территорий
семи федеральных округов
Хотя по этому вопросу имеются и другие точки зрения. Многие специалисты отмечают, что нигде в мире не встречается ситуация, когда на федеральный уровень поступают предложения от 89 субъектов Федерации. Такое большое число субъектов Федерации осложняет государственное управление, снижает его эффективность, способствует дублированию многих государственных функций на региональном уровне, многократно увеличивает штат чиновников на местах.
В течение первого десятилетия
существования независимой
Как подчеркивает в своей
монографии В.В. Климанов, Указ Президента
В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации» - это не просто попытка
продолжить развитие федерализма в
России и укрепить властную вертикаль
власти, по сути дела, в нем заложена
новая форма политико-
Вообще, «переходное положение» отдельных субъектов Федерации по отношению к макрорегионам страны позволяет двояко оценивать нарезку федеральных округов. Так, например, последовавшие сразу после появления Указа от 13 мая недоумения руководства Башкортостана по поводу включения республики в Приволжский округ, и слова о том, что республика всегда была связана с Уральским регионом, не во всем верны: до 70-х гг. Башкирия входила в состав Поволжского экономического района. В целом, все же правильнее было бы назвать новую «вотчину» С.В. Кириенко Волго-Уральским (или Урало-Приволжским) округом. Органы государственной власти Тюменской области сейчас участвуют в работе двух межрегиональных ассоциаций: Уральской и «Сибирского соглашения». Поэтому отнесение разработчиками президентского указа главного региона нефте- и газодобычи к Уралу также можно с натяжкой считать экономически целесообразным.
Необходимо подчеркнуть, что «проведенное деление страны на федеральные округа преследовало больше политические, чем экономические цели». Стремление к созданию независимых от региональных лидеров федеральных структур управления на территориях предопределило отход сетки деления страны на федеральные округа от объективно сложившихся к концу 1990-х гг. макрорегионов в виде восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, объединяющих органы государственной власти всех субъектов Федерации (некоторые регионы в лице их руководителей входят сразу в две ассоциации).
Между тем, формирование таких
ассоциаций шло достаточно сложно и
долго с 1990-1991 гг., когда при отмене
плановой экономики и развале
СССР снизу начинали возникать новые
интеграционные образования регионов,
призванные «заместить» крупные
экономические районы Госплана. Таким
образом, наряду с традиционной территориальной
сеткой, объединяющей отдельные субъекты
Федерации в крупные
Можно предположить, сколько
больших и малых трудностей встанет
на пути построения новой гипотетической
схемы политико-
Такая характеристика специалистов экономической географии причин создания федеральных округов помогает нам дать свою политико-правовую оценку вариантов и стратегии развития российского федерализма в новых условиях.
Учитывая то, что Президент
при утверждении федеральных
округов назвал главной причиной
задачу по укреплению единой системы
исполнительной власти в Российской
Федерации, можно предположить, что
дальнейшие действия федерального центра
будут связаны с
Понятно, что трехуровневая
система государственного управления
будет иметь свои плюсы и минусы.
Позитивным в этой схеме можно
считать то, что федеральная власть
укрепит свои позиции с помощью
представителей Президента в федеральных
округах, будет получать более достоверную
провинциальную информацию и ужесточит
свои контрольные функции, по крайней
мере, за законностью использования
бюджетных средств и
Следует подчеркнуть и
то, что нет аналогов трехуровневой
системы федерализма и в
Вектор развития российского
федерализма в условиях создания
семи федеральных округов имеет
несколько иное направление. Возможно,
оно оправдано в условиях переходного
периода формирования правового
российского государства. Дальнейшие
всесторонние исследования проблем
функционирования трехуровневой системы
российского федерализма дадут
возможность для более
Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.
В марте 2000 г. исполнилось восемь лет юридическому оформлению федеративного государства в современной России. В подписанном 31 марта в Кремле Федеративном договоре (включившем в себя фактически три договора: с республиками; краями и областями; автономными образованиями) впервые в современной истории России был юридически провозглашен и гарантирован федеративный характер Российского государства. Затем в новой Конституции России 1993 г. положения федеративного договора были развиты, приведены в систему, конкретизированы и закреплены в своей основе.
Сегодня с точки зрения
законодательной и
Глава 3 Конституции «Федеративное
устройство» раскрывает эти основополагающие
принципы федеративного устройства
Российского государства, закрепляет
базовые механизмы
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
Создание основ
Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
Федерализм в России возник
и развивался по идеологическим схемам
большевизма, положившего в основу
федерации не реальную демократизацию
власти, а преодоление «национального
гнета». Российская Федерация была
провозглашена на Всероссийском
съезде Советов в январе 1918 г. Этим
устанавливалось новое
Информация о работе Особенности политико-территориальной организации РФ