Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ проблем и представление перспектив изменения политико-территориального деления страны на современном этапе.
Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:
- выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;
- описать процесс эволюции ПТД (политико-территориального деления) в России;
- исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
- показать влияние ассиметричного федерализма на государственное регулирование территориального развития РФ;
- определить особенности формирования и строения современной политики регионов в вопросах ПТД;
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты развития вопроса о политико-территориальной организации РФ…………………………………………...............................................5
1.1 Основные понятия, особенности и проблемы…………………………..5
1.2 Процесс эволюцииполитико-территориальной организации России.14
1.3 Основные принципы политико-территориальной организации РФ....27
2 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………...39
2.1 Объединение регионов: проекты и их реализация…………………..…39
2.2 Реформирование политико-территориальной организации местного самоуправления……………………………………………………………………….45
2.3Политико-правовой анализ политико-территориальной
организации …………………………………………………………………………..56
3Современные проблемы политико-территориальной организации РФ……………………………………………………………………………………...72
Список использованных источников…………………………………………
В советское время изменение
административного статуса
К тому же, для экономически
слабого региона статус субъекта
- это гарантия федеральных дотаций,
возможность прямого
В пользу объединения автономных
округов говорит общая
В 2004 году Государственным
научно-исследовательским
В то же время у предлагаемой концепции много противников. Директор Центра системных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус отмечает «игнорирование этнических традиций, встроенных в социальную структуру регионов юга, полудемократическое игнорирование национальных форм». По его мнению, реализация концепции «приведет к тому, что национальные республики, включая Дагестан, превратятся в отдельные образования, что может привести к достаточно серьезным проблемам … в связи с проявляющейся активностью НАТО и Евросоюза…, активно продвигающими идею общекавказской идентичности».
Весьма спорна также идея сделать ставку на более сильные регионы. Их сила объясняется отсутствием депрессивных районов, которые реформаторы как раз и собираются к ним присоединять. К тому же, по концепции, например, дотационная Кировская область, мечтающая присоединиться к более сильным соседям, сама должна будет становиться «локомотивом» для ещё более депрессивных Чувашии и Марий Эл. Нельзя признать экономически более развитыми и сырьевые регионы, выигравшие за счёт природных ресурсов и регистрации головных офисов крупных компаний. Ставка на сильные регионы приведёт и к дальнейшей поляризации развития страны, когда Россия поделится на большие города (с неподготовленной к наплыву приезжих инфраструктурой) и дикую, никем не заселенную и не освоенную степь.
По поводу инициативы ярославского губернатора губернатор Ивановской области Владимир Тихонов заявил: «Кое-кто в России считает, что есть регионы-доноры и регионы без перспективы. А по существу все объясняется межбюджетными отношениями. В текстильных регионах заработная плата ниже, ясно, что регион, в котором подоходный налог составляет основу бюджета, - это регион, которому надо помогать. Если это будет налог на добавленную стоимость, то еще неизвестно, кто будет потреблять эти деньги. «… Я никогда не слышал, что население Ивановской области хочет перейти в другую область». Его суждение дополняет мнение губернатора Костромской области Виктора Шершунова: «Сегодня говорить об изменении политико-территориального деления исконно русских регионов России - это бред».
2.2 Реформирование
политико-территориальной
В эффективном продвижении
правовых реформ особое место занимают
изменения конституционного законодательства,
которые включают наряду с Конституцией
РФ федеральные законы и законы субъектов
Федерации, предметом регулирования
которых являются конституционно-правовые
отношения. Именно в конституционном
законодательстве отражаются коренные
политические и экономические изменения,
которыми богата политико-правовая жизнь
России последнего десятилетия. И если
учесть роль конституционного законодательства
как базовой отрасли
В нынешних условиях ведущая
отрасль российского права
Правовое регулирование
конституционного законодательства не
имеет четко сформулированной конечной
цели, достижение которой предполагает
развитие нашего общества. Несмотря на
провозглашение комплексной характеристики
Российской Федерации как государства
демократического, федеративного, правового,
социального и светского, в конституционном
законодательстве не зафиксированы
«правовые вехи», позволяющие ориентировать
отраслевое законодательство. Например,
демократическое государство
Часть 3 ст. 11 Конституции
РФ гласит, что разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов
Федерации осуществляется Конституцией
РФ, Федеративным и иными договорами
о разграничении предметов
Вместе с тем Конституция не определяет, какими должны быть федеральные законы в сфере совместного ведения Федерации и се субъектов. Более того, не предусмотрен и особый порядок рассмотрения и принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, который позволял бы в обязательном порядке учитывать мнение отдельных субъектов Федерации по законопроекту.
Сегодня ничто не мешает
федеральному законодателю осуществлять
«исчерпывающее» нормативное
На современном этапе,
когда сформированы органы государственной
власти субъектов Федерации, их законодательная
деятельность по вопросам, относящимся
к предмету совместного ведения
с Федерацией, более целенаправленна,
конкретна и опережает
На практике встречаются
случаи, когда законодательные акты
регионов, регулирующие определенные
правоотношения и применяемые в
течение значительного времени,
перестают реализовываться, так
как противоречат вновь принятому
федеральному закону, который иначе
регламентирует одноименный вопрос,
относящийся к предмету совместного
ведения. Это мешает нормальному
функционированию законодательных
органов, влечет не только интеллектуальные,
но и материальные затраты, порождает
правовой нигилизм, разрушает сложившиеся
правоотношения, а в целом отрицательно
сказывается на производственно-хозяйственной,
социально-экономической
Чтобы преодолеть сложившуюся
практику, представляется необходимым
в специальном федеральном
Можно считать незаслуженным
забвение в конституционно-правовой
практике России принятия Основ законодательства.
По форме и содержанию Основы законодательства,
закрепляющие общие принципы и цели
правового регулирования, нормы
прямого действия и рекомендательные
нормы для субъектов Федерации,
в наибольшей мере соответствуют
целям конкретизации
Была бы оправданной и разработка в данном случае модельных (типовых) законодательных актов как основ», для законотворчества субъектов Федерации, но отдельным вопросам совместного ведения Федерации и субъектов. Либо при принятии федеральных законов по предметам совместного ведения, непосредственно действующих на всей территории страны, предоставлять отдельным субъектам право иного законодательного регулирования или исключить для них действие отдельных статей данного закона.
Наконец, возможно изменить организационную модель регулирования общественных отношений в сферах совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты должны иметь право не просто участвовать в подготовке федеральных законов по вопросам совместною ведения, но и отстаивать в процессе законотворчества свои интересы. Например, следовало бы предусмотреть обязательное направление Государственной Думой проектов Федеральных законов в сфере совместного ведения не просто для сведения органов власти субъектов Федерации, а на заключение, которое не может быть проигнорировано. В результате неизбежно возникнет механизм рассмотрения законопредложений субъектов Федерации, согласования, принятия либо мотивированного их отклонения.
На фоне кризиса, охватившего
все стороны государственного механизма
в России, большую актуальность приобрела
проблема точного и безусловного
соблюдения Конституции Российской
Федерации как фундамента правовой
системы государства. Как известно,
любая норма права почти ничто
без принудительного
Именно эту задачу и выполняет такая разновидность юридической ответственности, как конституционная, то есть ответственность за наиболее существенные нарушения норм конституционного права.
Проблема существования
самостоятельного вида юридической
ответственности лишь сравнительно
недавно стала предметом
Информация о работе Особенности политико-территориальной организации РФ