Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет государства — составляющее звено государственных финансов. Бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Суть его раскрывается в назначении — финансовое обеспечение выполнения государством его функций: экономической, социальной, управленческой и оборонной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного бюджета……………………. …...5
2. Историческое начало бюджетной системы России до
нашего времени………………………………………………………………10
3. Доходная и расходная часть бюджетной системы РФ
3.1 Дохода государственного бюджета……………………………………..13
3.2 Расходы государственного бюджета……………………………………19
4. Обзор и характеристика федерального бюджета РФ на
2011год …………………………………………………………………….....24
Заключение………………………………………………………………………27
Литература………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсоваяпо финансам.docx

— 80.55 Кб (Скачать)

        

         Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем доходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению 2008 г. на 2010 год уменьшается.

      По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы федерального бюджета в январе - сентябре 2010 года в номинальном выражении увеличились на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 %.

       Исполнение федерального бюджета в 2010 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2010 год". По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на девять месяцев 2010 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год".  

       Удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2010 году составлял 15,1 %, в 2008 году - 14,9 %, а в 2010 году даже снизился до 11,9 %, то в 2009 году он составил 16,0 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год", в январе - сентябре 2010 года - 16,9 %.(Рисунок 1).

            Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 года на счетах по учету средств федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 3826,9 млн. рублей.

            Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2010 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

             Налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в январе - сентябре 2010 года доходов федерального бюджета. Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %). Министерством имущественных отношений Российской Федерации - 18082,8 млн. рублей (1,6 %).

          Наличие остатков средств федерального бюджета в объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2010 года), доходы федерального бюджета в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли исполнить установленные бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года расходы федерального бюджета в полном объеме.

              В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

       Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

         На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. 

           

 

        3.2  Расходы государственного бюджета 

Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

           Расходы бюджета представляют собой - затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом.

           Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

         Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип  целевого использования средств;

         Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

2. Соблюдение  режима экономии;

      Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств.

3. Безвозвратность  государственных расходов.

       Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

          При анализе состояния федерального бюджета РФ получили следующую структуру расходы бюджета РФ с 2008 г. по 2010г. (Таблица 2).

Наименование  статьи   расходов  2008г. 2009г. 2010г.
млрд.   руб. % к ВВП млрд.   руб. % к ВВП млрд.   руб. % к ВВП
По  всем разделам и подразделам   7 570,9 18,3 9 660,1      24,9 10115,6 22,5
Межбюджетные  трансферты 2 674,6 6,5 3 593,4                  9,3 4 136,0 9,2
Национальная  экономика 1 025,0 2,5 1 650,7                     4,3 1 276,5 2,8
Национальная  оборона     1 040 2,5 1 188,2      3,1 1 222,7 2,7
Национальная  безопасность

 и правоохранительная 

деятельность                      

835,6 2,0 1 004,5                     2,6 1 085,4 2,4
Общегосударственные вопросы     839,4 2,0 853,1                     2,2 886,0 2,0
Прочие  расходы 1 155,4  2,8 1 370,1                      3,5 1 509,1 3,4
 

         Анализ основных характеристик федерального бюджета свидетельствует о резком увеличению удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2008 году он составлял 18,3 %, то в 2010 году – 22,5 %, а в 2009 году – 24,9 %. (Рисунок 1).

Рисунок 1.

         При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

       Анализ основных характеристик федерального бюджета за ряд лет свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре 2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год".

            Однако расходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

            Исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

           Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, воспроизводство научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.

             На недостаточном уровне осуществлено финансирование отдельных федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов.

            В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей (Рисунок 3).

Рисунок  3.  

          Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).

           Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета. 
 
 
 

 

4. Обзор и характеристика  федерального бюджета  РФ на   

      2011год    

          Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

В настоящее  время федеральный бюджет представляет собой эффективный инструмент макроэкономического  регулирования.

         «Для выполнения государством  своих функций и задач перед  обществом в масштабе государства  формируется централизованный финансовый  фонд называемый федеральным  бюджетом».2

         1 квартале 2011 года доходы федерального бюджета превзошли расходы на 178 миллиардов рублей (1,5 процента ВВП). «1 квартал 2011 года стал первым отчетным периодом с 2008 года (не считая в январе с сезонно низкими расходами в 2009-2011 гг.) по итогам которого федеральный бюджет был исполнен с профицитом».3         

     На исполнение доходной части бюджета в 1 квартале основное влияние оказали повысившиеся на 35 процента по отношению к аналогичному периоду 2010 г. мировые цены на нефть. В результате в январе-марте 2011 г. нефтегазовые доходы бюджета увеличились по сравнению с январем-мартом 2010 г. на 256,5 миллиарда рублей (+0,7 процента ВВП): с 877.6 миллиарда рублей (9,2 процента ВВП) до 1134,1 миллиарда рублей (9,8 процента ВВП).

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система