Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

Бюджетная система РФ. Принципы построения бюджетной системы. Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Целевые бюджетные фонды.

Файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Тема 4

 

Бюджетное устройство и бюджетная  система РФ

 

 Бюджетная система РФ

 

 Принципы построения бюджетной  системы

 

 Государственные внебюджетные  фонды

 

 Пенсионный фонд РФ

 

 Фонд социального страхования

 

 Фонд обязательного медицинского  страхования

 

 Целевые бюджетные фонды

 

 Контрольные вопросы

 

 

Бюджетная система РФ

 

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.

 

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной  системы, а также взаимосвязь  между отдельными ее звеньями.

 

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

 

федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

 

 

бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

 

местные бюджеты.

 

 

Первый и второй уровни бюджетной  системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

 

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

 

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе  РФ называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

 

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

 

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

 

На территории РФ принимаются 29 тысяч  местных бюджетов, среди которых  районные, городские, поселковые и сельские.

 

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

 

Консолидированный бюджет РФ  включает в себя федеральный бюджет РФ и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

 Рисунок 1. Бюджетная система  РФ без государственных внебюджетных  фондов

 

 

 

В 2000 году доля доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете составляла соответственно 54,01 и 45,99%2. В 2001 году этот показатель составлял 58,96% в пользу федерального бюджета и 41,04% - в пользу бюджетов субъектов РФ.

 Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ

 

 

 

 

 Принципы построения бюджетной  системы

 

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и  развиваться бюджетная система  РФ:

 

1. Принцип единства бюджетной  системы

 

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы

 

Означает закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

 

3. Принцип самостоятельности бюджетов

 

Он означает:

 

право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

 

 

наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

 

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих  бюджетов в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

 

 

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

 

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

 

 

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

 

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

 

 

С нарушением последнего пункта связано  возникновение проблемы федеральных  мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых  за счет региональных и муниципальных  бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ3.

 

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов

 

Означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

 

Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

 

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

 

5. Принцип сбалансированности бюджета

 

Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

 

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 

6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств

 

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

7. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

 

Доходы  бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

8. Принцип  гласности

 

Принцип гласности  означает:

 

1) обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

 

2) обязательную  открытость для общества и  средств массовой информации  процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

 

Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

 

9. Принцип  достоверности бюджета

 

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 Таблица 2. Прогноз заложенных  в федеральные законы о федеральном  бюджете на соответствующие годы  значений ВВП, инфляции, доходов  и расходов и фактические их  значения

 

 

 

 

Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

 

Оптимистичные проектировки бюджетных  доходов могут приводить к  кризисам бюджетного финансирования и  хаотичному секвестированию расходов.

 

Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных  в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

 

10. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств

 

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 Государственные внебюджетные  фонды

 

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и  расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

 

1. Пенсионный фонд РФ;

 

2. Фонд социального страхования  РФ;

 

3. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

 

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов рассматриваются  в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным  кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

 

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

 

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство РФ