Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:12, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Введение
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Бюджетная система РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Бюджетная система РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней
Заключение
Литература
Введение
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Как правило, тип государственного
устройства, сложившиеся формы управления
и взаимоотношений между
Кардинальные изменения
в экономике России, произошедшие
на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную
трансформацию бюджетного механизма.
Появление новых форм собственности,
и, следовательно, новых субъектов
хозяйствования, повлекло изменения
в системе денежных доходов; финансовые
потоки стало возможным регулировать
в основном косвенными методами, прямое
перераспределение денежных средств
значительно сократило сферу
своего применения. Другим важным направлением
модернизации государственных финансов
стало расчленение единого
Таким образом, в настоящее время Государственный бюджет является актуальной проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования и подлежит обязательному рассмотрению.
Цель данной работы состоит
в том, чтобы более подробно изучить
Государственный бюджет Российской
Федерации, а также рассмотреть
современный Государственный
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие государственного бюджета
Прежде чем говорить о
бюджетном устройстве РФ, выявлять
его достоинства и недостатки
необходимо определить, что, собственно,
представляет собой бюджет государства.
В самом общем виде им является
план доходов и расходов государства
на текущий год, составленный в форме
баланса и имеющий силу закона.
В любой стране государственный
бюджет - ведущее звено финансовой
системы, единство основных финансовых
категорий: налогов, государственных
расходов, государственного кредита -
в их действии. Тем не менее, являясь
частью финансов, бюджет можно выделить
в отдельную экономическую
Именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Таким образом, при правильном
подходе бюджет объективно может
быть не просто средством государственного
экономического регулирования, он может
реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.
1.2 Бюджетная система РФ
Как уже упоминалось, бюджетная
система в первую очередь определяется
действующим государственным
1. Федеральный бюджет РФ
и бюджеты государственных
2. Бюджеты субъектов РФ
(89 бюджетов - 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов,
10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной
3. Местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Важной самостоятельной
частью бюджетной системы РФ как
суверенного государства
Отдельное, не менее, а, может
быть и более важное звено бюджетной
системы РФ составляют, многочисленные
местные бюджеты. Если в советские
времена стремление к всеобщей централизации
привело к тому, что удельный вес
местных бюджетов в государственном
бюджете СССР не превышал 10-15%, то с
началом рыночных преобразований в
ведение местных властей были
переданы отрасли хозяйства, связанные
с непосредственным обслуживанием
населения, массовая сеть социально-культурных
учреждений. За счет местных бюджетов
в настоящее время
Бюджетное законодательство
РФ содержит понятие «консолидированный
бюджет» - свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей
территории. Бюджетный Кодекс РФ, ст.6.
Консолидированный бюджет субъекта
РФ составляют бюджет самого субъекта
и свод бюджетов находящихся на территории
муниципальных образований. Консолидированный
бюджет РФ - это федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты
субъектов РФ. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление всех доходах и
расходах региона или Федерации
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетным Кодексом РФ Бюджетный Кодекс РФ, глава 5. законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
принцип единства бюджетной системы;
принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
принцип самостоятельности бюджетов;
принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете;
принцип сбалансированности бюджета;
принцип эффективности и
экономности использования
принцип общего покрытия расходов бюджетов;
принцип гласности;
принцип достоверности бюджета;
принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство - рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.
Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.
Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отображения
доходов и расходов в бюджете
означает, что все доходы и расходы
бюджета и другие обязательные поступления,
закрепленные налоговым и бюджетным
законодательством, подлежат отражению
в бюджете или бюджете
Сбалансированность бюджета
проявляется в том, что объем
предусмотренных бюджетных
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает
обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов, отчет
об их исполнении, полноту информации
об утвержденных бюджетах, а также
доступность иных сведений по решению
законодательных и
Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает выделение средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.
1.4 Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления
Единая бюджетная
Информация о работе Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ