Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Оглавление

Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………………...2
Финансы домашних хозяйств…………………………………………………….5
Финансовая система Италии………………………………………………….…11
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

Бюджетное устройство и бюджетная  система…………………………………...2

Финансы домашних хозяйств…………………………………………………….5

Финансовая система Италии………………………………………………….…11

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА.

Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства в РФ: единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

Единство бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.

Полнота отражения доходов  и расходов бюджетов означает, что  все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в  их полном объеме.

Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Эффективность и экономность  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

Гласность — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении.

Достоверность бюджета —  реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Адресность и целевой  характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей  и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров республик  в составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих  территорий. 
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Доходная часть территориальных  бюджетов. В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы —  это доходы, поступающие полностью  в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации  закреплен налог на имущество  предприятий, за местными бюджетами  — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы —  средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Основная часть налоговых  доходов субъектов Федерации  и местных бюджетов в настоящее  время формируется за счет регулирующих доходов

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования нижестоящих  бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим  бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с  процентами или без них. 

ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

Домашнее хозяйство — это группа лиц (за исключением домашних хозяйств, состоящих из одного лица), совместно принимающих экономические решения. Домашнее хозяйство может состоять из одного лица, которое самостоятельно обеспечивает свое потребление, или из нескольких лиц, совместно проживающих и обеспечивающих свое потребление. Домашнее хозяйство, как правило, состоит из лиц, объединенных родственными связями, но может состоять и из лиц, не состоящих в отношениях родства.

Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства.

В экономической научной  и учебной литературе существуют разные подходы к определению  сущности домашних хозяйств, их роли и значения в экономической системе, что обусловливает разные позиции в оценке финансов домашних хозяйств в составе финансовой системы государства.

Финансы домашних хозяйств — самостоятельная сфера финансовых отношений в составе финансовой системы. Они объективно обусловлены деятельностью домашних хозяйств, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы при потреблении созданного общественного продукта.

Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием. В их составе выделяются следующие взаимоотношения:

  • с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;
  • с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;
  • между членами хозяйства в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений;
  • с другими домашними хозяйствами по совместному формированию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;
  • с кредитными организациями в связи с привлечением потребительских кредитов и размещением сбережений домашних хозяйств на депозитные счета;
  • со страховыми организациями по поводу личного страхования членов домашних хозяйств и их имущества;
  • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получения социальных трансфертов и т.п.

Перечисленные виды взаимоотношений  образуют в совокупности содержание финансов домашних хозяйств.

Финансы домашних хозяйств функционируют с характерными особенностями. В отличие от других сфер финансовой системы финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяйств с государством по поводу уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также с кредитными и страховыми организациями. По всем остальным направлениям деятельности домашние хозяйства самостоятельно принимают решения по формированию и использованию своих денежных доходов, поступлений и накоплений. Такие решения подчас не столько определяются рациональными подходами к организации их хозяйственной деятельности и получению максимальных доходов и накоплений, сколько основываются на ценностных мотивах неформального характера, обусловленных социальными, демографическими, психологическими, этническими и многими другими факторами.

Как любые финансовые отношения, финансы домашних хозяйств функционируют посредством денежных доходов и расходов. Здесь также есть особенности, обусловленные деятельностью домашних хозяйств как экономических субъектов, реализующих наряду с оплачиваемыми работами в общественном и частном секторе экономики неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства, производимые на безвозмездной основе (ведение домашнего хозяйства, выращивание продуктов в подсобном хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и больными). В последнем случае деятельность домашних хозяйств не приобретает стоимостного выражения и остается вне сферы финансовых отношений.

Финансы домашних хозяйств выполняют следующие основные функции:

  • воспроизводственную (обеспечение людей материальными и социально-культурными благами и услугами, в том числе и производственного характера). Роль этой функции возросла в условиях развития рыночных отношений в стране и сокращения общественных фондов потребления;
  • распределительную (распределение стоимости валового внутреннего продукта и созданного национального дохода между домашними хозяйствами, его отдельными участниками и государством, домашними хозяйствами, его отдельными участниками и предприятиями, между отдельными участниками внутри домашнего хозяйства). Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики постоянно вступает в распределительные финансовые отношения как с внешними по отношению к данному домашнему хозяйству рыночными субъектами, государственными органами власти и органами местного самоуправления, так и внутри домашнего хозяйства. В рамках распределительной функции финансов часть национального дохода, которая пришлась на долю домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками. Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы, обеспечивая каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни;
  • контрольную (уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. Под воздействием различных факторов эта величина может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому поддержание обычного уровня потребления невозможно без контроля за распределением полученного дохода по различным направлениям расходования денежных средств, а также за их целевым использованием).

Специфика финансов домашних хозяйств заключается в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их размере и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство  способно влиять на общую сумму дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, и в результате уровень реального дохода домашних хозяйств возрастает.

Как и любая другая экономическая  система, домашнее хозяйство для повышения уровня благосостояния своих участников принимает многочисленные решения, относящиеся к различным сторонам жизнедеятельности.

Экономические и финансовые решения домашнего хозяйства делятся на две основные группы:

1) решения, каким образом  формировать фонд рабочего времени  (количество работающих членов домашнего хозяйства, место их работы и др.);

2) решения, как формировать  структуру своих будущих активов  с учетом уже имеющихся у  него, т.е. надо ли осуществлять  капитальные расходы (приобретать  новую недвижимость, автомобили, мебель  и т.п. или ценные бумаги и т.д.).

Одновременно определяется соотношение между вновь приобретаемыми активами.

Первая группа решений  влияет на уровень доходов домашних хозяйств, вторая — не только на соотношение, в котором располагаемый доход домашнего хозяйства распадается на потребляемую и сберегаемую части, но и на уровень будущих инвестиционных доходов домашнего хозяйства, полученных, например, в виде дивидендов по приобретенным акциям или в виде дохода по срочному вкладу в коммерческом банке.

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

  • текущие и перспективные цели;
  • отношения между членами домашнего хозяйства;
  • уровень доходов домашнего хозяйства;
  • предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства;
  • внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система