Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, доклад
Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.
Законодательный акт, согласно
которому функционирует бюджет и
который упоминается в
Прежде всего, бюджет государства
- это самый важный финансовый документ
страны. В нем определяются потребности,
которые удовлетворяются за счет
государственной казны, и в то
же время в нем указываются
источники и объемы поступлений
в нее. Именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Таким образом, бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. [1] При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
♦ первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
♦ второй уровень - бюджеты
субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных
♦ третий уровень - местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на каждом
уровне служит финансовой базой для
деятельности соответствующих
Схема построения бюджетной системы Российской Федерации:
|
Таким образом, бюджетная система
Российской Федерации включает:
♦ федеральный бюджет РФ;
♦ 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
♦ 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
♦ 1 бюджет автономной области;
♦ 4 бюджета 4 автономных округов;
♦ 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджетное законодательство
РФ содержит понятие "консолидированный
бюджет" - свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей
территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных
образований. Консолидированный бюджет
РФ - это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) законодательное закрепление
регулирующих доходов, полномочий по формированию
доходов соответствующих
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство