Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..5
1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….5
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….7
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………...…12
Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…15
2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………15
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........22
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...28
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованной литературы ……………………...…………...…32

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА маша жд готовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

 

 

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Основы бюджетного устройства и построения бюджетной  системы РФ»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы: 210-48ф

Жданова М.Б.

Проверил: Доржиева Д.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…....3

Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..5

1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….5

1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….7

1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………...…12

Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…15

2.1. Понятие бюджетного  федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………15

2.2. Бюджетные полномочия  органов власти и их распределение...........22

2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...28

Заключение…………………………………………………………………30

Список использованной литературы ……………………...…………...…32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний  день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы  общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие в 1998 г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, который вводится в действие с 1 января 2000 года, установившего общие  принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи  с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность. Проблемы современного бюджетного механизма  логично разделить на две основные группы. К первой, следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.  

Пользуясь такой условной классификацией, для  получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.      

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой  проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

1.1. Понятие  бюджета

Бюджет - основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социальные и экономические процессы в обществе.

Являясь одним из атрибутов  государства, бюджет служит основным источником финансового удовлетворения материальных потребностей государства.

С экономической точки  зрения бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода.

По материально-вещественному  воплощению бюджет – это фонд денежных средств, который формируется для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

По плановой форме  бюджет – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Бюджет играет важную экономическую, политическую и социальную роль в обеспечении воспроизводственных процессов в обществе и государстве.

С помощью механизма  изъятия части доходов из одних отраслей и секторов экономики через бюджет, средства перераспределяются как в другие отрасли и сектора экономики, так и между территориями страны.

Бюджет относится к  области финансовых отношений и несет две функциональные нагрузки, а именно, выполняет распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция  охватывает обширную область денежных отношений, так как в бюджетные отношения вступают прямо или опосредовано все участники общественного производства.

Действие распределительной  функции представляет собой двоякий процесс образования бюджетного фонда и его использования.

Основным объектом бюджетного распределения выступает национальный доход. При каких-либо чрезвычайных обстоятельствах в бюджетное перераспределение вовлекаются элементы национального богатства (золотовалютные запасы, накопленные страховые резервы).

Масштабы распределения  и перераспределения ресурсов зависят как от границ валового внутреннего продукта и национального дохода страны, так и от роли и возможностей государства как совокупного хозяйствующего субъекта учитывать экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса, соблюдать макроэкономические пропорции в экономике страны, выполнять социальную функцию в обществе.

Действие контрольной  функции связано с обеспечением возможности эффективного воздействия государства путем использования бюджета на социально-экономические процессы в стране.

С помощью контрольной  функции выявляется финансовое положение экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований, притом, что не все финансовые ресурсы проходят через бюджетный механизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура  бюджетной системы Российской Федерации

В зависимости от формы  государственного устройства различают  бюджетные системы унитарных  и федеративных государств.

В унитарных государствах бюджетные системы включают два  уровня:

    • центральный бюджет;
    • местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетные системы включают три уровня:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Федерации;
    • местные бюджеты.

Уровни бюджетной системы  зависят от существования в стране разных уровней государственного и  муниципального управления. Вид бюджета  связан с конкретным органом власти и является основной финансовой базой его деятельности.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую  бюджетную систему:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

 

     Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов.     

Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис.1.  

           

 

 

       Рис.1. Схема бюджетной системы  Российской Федерации       

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет РФ;
  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 4 бюджета 4 автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

 

Главным звеном бюджетной  системы РФ является федеральный бюджет. С помощью федерального бюджета осуществляется основная доля бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны; формирование основных направлений бюджетной политики и принципов построения межбюджетных отношений строится с учетом возможностей, в первую очередь, федерального бюджета.

Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления (города, района, поселка и т.п.).

Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ определяют бюджетные полномочия органов местного самоуправления (в рамках федерального законодательства). Бюджет муниципального образования довольно прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня – бюджетом субъекта РФ, за исключением одного из видов - бюджета закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО)1.

В отличие от других видов бюджетов муниципальных образований бюджеты ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом.

Федеральные органы власти могут передавать свои доходные источники прямо в бюджеты ЗАТО, минуя второй (региональный) уровень бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет и  свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Свод бюджетов – это  расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Процесс консолидации требует  соблюдения определенных правил суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита (профицита).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет муниципального образования состоит из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования.

Использование консолидированного бюджета тесно связано с процессом  бюджетного планирования и прогнозирования.

В консолидированный  бюджет не попадают бюджеты государственных  и территориальных внебюджетных фондов.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

    1. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
    2. бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
    3. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных  государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы РФ