Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…....3
Глава 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.......………..5
1.1. Понятие бюджета……………………………………………………….5
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………….….7
1.3. Принципы построения бюджетной системы……………………...…12
Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………….…15
2.1. Понятие бюджетного федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов……………………………………………………………15
2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение...........22
2.3. Недостатки действующей бюджетной системы РФ………………...28
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованной литературы ……………………...…………...…32

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА маша жд готовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются органами управления указанных  фондов на очередной финансовый год  и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  по представлению Правительства  Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

 

 

1.3. Принципы  построения бюджетной системы

Бюджетная система страны построена с учетом принципов, перечень которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ. К их числу относят следующие принципы:

    1. единства;
    2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    3. самостоятельности бюджетов;
    4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    5. сбалансированности бюджета;
    6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    7. общего (совокупного) покрытия расходов;
    8. гласности;
    9. достоверности бюджета;
    10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Сущность каждого из указанных принципов кратко раскрыта в соответствующих статьях Бюджетного кодекса РФ.

С точки зрения соотнесения  данных принципов либо к построению бюджетной системы, либо к механизму бюджетного финансирования, более подробного изложения заслуживают принципы самостоятельности бюджетов, единства бюджетной системы и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Последовательная реализация принципа самостоятельности играет важную роль в построении бюджетной системы демократического государства. Этот принцип означает: наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджетов; другие правовые нормы, способствующие реальной самостоятельности бюджетов.

Принцип самостоятельности  бюджетов тесно связан с другим принципом - разграничением доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Этот принцип означает закрепление соответствующих видов доходов и прав по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Наибольшую сложность  для практической реализации данного принципа представляет выбор критериев для разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

На выработку данных критериев оказывает влияние ряд факторов, в т.ч. необходимость соблюдения принципа построения межбюджетных отношений – равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

Этот принцип предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, применение единой методики определения финансовых затрат на предоставление государственных услуг и других нормативов, являющихся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.

Содержание других принципов  построения бюджетной системы в краткой форме можно свести к следующему.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные законодательством РФ, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в полном объеме.

Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов тесно увязан с принципом сбалансированности. Данный принцип конкретизирует то положение, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета (за исключением целевых бюджетных фондов и других случаев, предусмотренных законодательством).

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации порядка утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательное опубликование в печати соответствующих материалов.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

Глава 2. Основы построения системы межбюджетных отношений в Российской Федерации

2.1. Понятие бюджетного  федерализма и межбюджетного распределения финансовых ресурсов

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

    • законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
    • обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
    • обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
    • наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
    • самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

В отличие от классических федераций (Швейцария, США, Канада) с высоким уровнем автономии отдельных государственно-территориальных образований, в РФ принцип равенства прав субъектов федерации сосуществует с различиями в степени соответствия этих прав реальным социально-экономическим и политическим условиям обеспечения жизнедеятельности в субъектах РФ. Подобное положение предопределило необходимость его учета при построении межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. [9]

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

    • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
    • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
    • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
    • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации  не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Все доходы бюджета в  зависимости от формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального уровня, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в федеральный бюджет.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
    • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества находящегося в государственной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определёнными законодательством о приватизации;
    • доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов включаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации. Также бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;
    • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня.

К безвозмездным перечислениям относятся, например, средства, перечисляемые в бюджет из бюджета вышестоящего уровня.

Все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные. Разграничение налогов и других поступлений означает закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами.

Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

К собственным доходам  бюджетов относят как налоговые доходы, так и неналоговые. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что расходы каждого бюджета должны покрываться доходами. Если действующее разграничение доходов не позволяет реализовать этот принцип в достаточной мере, то возникает потребность в перераспределении доходов между бюджетами разных уровней. Для решения подобной задачи применяют механизм бюджетного регулирования, составным элементом которого является система регулирующих доходов.

Информация о работе Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы РФ