Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет государства — составляющее звено государственных финансов. Бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Суть его раскрывается в назначении — финансовое обеспечение выполнения государством его функций: экономической, социальной, управленческой и оборонной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного бюджета……………………. …...5
2. Историческое начало бюджетной системы России до
нашего времени………………………………………………………………10
3. Доходная и расходная часть бюджетной системы РФ
3.1 Дохода государственного бюджета……………………………………..13
3.2 Расходы государственного бюджета……………………………………19
4. Обзор и характеристика федерального бюджета РФ на
2011год …………………………………………………………………….....24
Заключение………………………………………………………………………27
Литература………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсоваяпо финансам.docx

— 80.55 Кб (Скачать)

            Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.

            Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.

               «Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 305 с.»

               Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач.

           Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов - обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

        Таким образом, в формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет бюджетная система, характеристика и сущность которой, будет рассмотрена в следующем параграфе курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Историческое начало  бюджетной системы  России до нашего  времени 
 
 

         Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.

         После Февральской революции 1917 года бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

        С победой Октябрьской революции 1917 года для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов.

         Однако в условиях военного времени и проведения политики военного коммунизма бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.

          К концу 1920 года денежные бюджеты стали отмирать. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 годов - к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 годов - и к твердому годовому планированию и отчету.

        С образованием в 1922 году СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР.

         В ходе налоговой реформы 1930 - 1932 годах было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов.

          Принятие в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР.

       «Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 году, когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов».1

       Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.

        Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 году

          С самого начала преобразований национального хозяйства возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики.

         В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 годы федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. О недоработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на защищенные (полностью обеспеченные ресурсами) и незащищенные

(выполнение  которых зависело от возможного  поступления дополнительных доходов).      

           Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда (снижение темпов инфляции - условие предоставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы и пенсий, замораживалась доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной платы неуклонно снижался.

          Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.

         Осуществление созидательных задач развития экономики страны потребовало разработки новой бюджетной политики на 2001 год и на среднесрочную перспективу. Сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 2000 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Доходная и расходная часть бюджетной системы РФ

   3.1 Доходы государственного  бюджета 
 

           Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

          Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

          В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

-   таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-    доходы от реализации государственных запасов;

-    доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

-    административные платежи и сборы;

-    штрафные санкции, возмещение ущерба;

-   доходы от внешнеэкономической деятельности

          На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

          Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В  зависимости от механизма поступления  доходов в бюджет, они подразделяются  на собственные и регулирующие.

2. По  социально - экономическому признаку  выделяют доходы, поступающие от  юридических лиц и от физических  лиц;

3. В  зависимости от конкретных объектов  обложения - взимаемые с имущества  или дохода;

4. По  признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из  прибыли, и налоги, относимые на  себестоимость продукции (работ,  услуг);

5. По  конкретным видам прямых и  косвенных налогов (налог на  прибыль предприятий и организаций,  подоходный налог с физических  лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины  и т.д.).

          Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

         При анализе состояния федерального бюджета РФ получили следующую структуру доходов в бюджет РФ с 2008 г. по 2010г. (Таблица 1).

Виды  доходов 2008г. 2009г. 2010г.
млрд. руб.    % к ВВП млрд. руб.     % к ВВП млрд. руб.     % к ВВП
Всего доходов 9 275,9 22,5 7 337,8 18,9 8 303,8 18,5
 
ДОХОДЫ  ОТ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 584,9 8,7 2 683,3 6,9 3 227,7 7,2
 
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, СЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
1 637,5 4,0 1 258,3 3,2 1 442,6   3,2
 
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

1 169,1 2,8 1 006,3 2,6 1 408,3 3,1
 
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ
1 123,6 2,7 893,2 2,3 1 199,6 2,7
 
ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В

ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

761,1 1,8 509,8 1,3 424,8 0,9
 
Прочие
999,6 2,4 986,9 2,5 600,8 1,3

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система