Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа
Бюджет государства — составляющее звено государственных финансов. Бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Суть его раскрывается в назначении — финансовое обеспечение выполнения государством его функций: экономической, социальной, управленческой и оборонной.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного бюджета……………………. …...5
2. Историческое начало бюджетной системы России до
нашего времени………………………………………………………………10
3. Доходная и расходная часть бюджетной системы РФ
3.1 Дохода государственного бюджета……………………………………..13
3.2 Расходы государственного бюджета……………………………………19
4. Обзор и характеристика федерального бюджета РФ на
2011год …………………………………………………………………….....24
Заключение………………………………………………………………………27
Литература………………………………………………………………………29
Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.
Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.
«Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 305 с.»
Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач.
Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов - обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Таким образом, в формировании и развитии
экономической, социальной и политической
структуры общества и государства основополагающую
роль играет бюджетная система, характеристика
и сущность которой, будет рассмотрена
в следующем параграфе курсовой работы.
2.
Историческое начало
бюджетной системы
России до нашего
времени
Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.
После Февральской революции 1917 года бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).
С победой Октябрьской революции 1917 года для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов.
Однако в условиях военного времени и проведения политики военного коммунизма бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.
К концу 1920 года денежные бюджеты стали отмирать. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 годов - к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 годов - и к твердому годовому планированию и отчету.
С образованием в 1922 году СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР.
В ходе налоговой реформы 1930 - 1932 годах было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов.
Принятие в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР.
«Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 году, когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов».1
Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.
Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 году
С самого начала преобразований национального хозяйства возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики.
В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 годы федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. О недоработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на защищенные (полностью обеспеченные ресурсами) и незащищенные
(выполнение
которых зависело от
Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда (снижение темпов инфляции - условие предоставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы и пенсий, замораживалась доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной платы неуклонно снижался.
Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.
Осуществление созидательных задач развития
экономики страны потребовало разработки
новой бюджетной политики на 2001 год и на
среднесрочную перспективу. Сейчас эта
политика регламентируется Бюджетным
кодексом РФ, вступившим в действие с 1
января 2000 г.
3. Доходная и расходная часть бюджетной системы РФ
3.1
Доходы государственного
бюджета
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от реализации государственных запасов;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1. В
зависимости от механизма
2. По
социально - экономическому признаку
выделяют доходы, поступающие от
юридических лиц и от
3. В
зависимости от конкретных
4. По
признаку источников уплаты - налоги,
уплачиваемые из выручки, из
прибыли, и налоги, относимые на
себестоимость продукции (
5. По
конкретным видам прямых и
косвенных налогов (налог на
прибыль предприятий и
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
При анализе состояния федерального бюджета РФ получили следующую структуру доходов в бюджет РФ с 2008 г. по 2010г. (Таблица 1).
Виды доходов | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |||
млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | |
Всего доходов | 9 275,9 | 22,5 | 7 337,8 | 18,9 | 8 303,8 | 18,5 |
ДОХОДЫ ОТ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
3 584,9 | 8,7 | 2 683,3 | 6,9 | 3 227,7 | 7,2 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, СЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1 637,5 | 4,0 | 1 258,3 | 3,2 | 1 442,6 | 3,2 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1 169,1 | 2,8 | 1 006,3 | 2,6 | 1 408,3 | 3,1 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
1 123,6 | 2,7 | 893,2 | 2,3 | 1 199,6 | 2,7 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
761,1 | 1,8 | 509,8 | 1,3 | 424,8 | 0,9 |
Прочие |
999,6 | 2,4 | 986,9 | 2,5 | 600,8 | 1,3 |
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система