Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:25, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей развития банковского сектора Казахстана.
Следует, задачами работы являются:
рассмотрение теоретических аспектов банковской системы и ее инфраструктуры;
выявление проблем в банковской системе страны и предложение оптимальных путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И
ЕЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.1 Сущность и роль банковской системы на современном этапе…….……..3
1.2 Инфраструктура банковской системы: современные технологии
и оборудование………..…………………………………………….....................6
2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Развитие банковской системы Республики Казахстан……………………..10
2.2 Проблемы и перспективы развития банковской системы Казахстана…..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35
К сожалению, значительная отсталость структуры в технологическом плане наряду с высокой скоростью вступления в цивилизованное экономическое общество оказала свое тормозное влияние на развитие ИТ в банковском бизнесе. Даже сегодня, когда практически каждый понимает роль ИТ, а уровень подготовки наших специалистов стал сравним с западным, может без труда найти банки, для которых считается совершенно естественным работоспособность на слабенькой системе, реализованной на FOXPRO, осуществляя при этом вручную количество рутинных учетных операций.
Однако с ростом количества банков, увеличением конкуренции между ними возрос и уровень требований пользователей к программному обеспечению. На смену «проводке» стало постепенно приходить понятие «услуга» или «банковский продукт», а управления автоматизации осознали, что профессиональные СУБД – возможная основа для создания надежной банковской системы. Пользователи бросили взгляд на рынок, а рынок в то время молчал. Точнее, предлагал старые подходы, ненадежные за редким исключением СУБД, и перспективы дальнейшего развития были весьма туманны. И банки, прошедшие когда-то уже этот путь, привычно пошли в атаку «за светлое будущее» на принципиально новой платформе, с новыми концепциями, подходами и т.д. В устах ИТ менеджеров банков зазвучали слова UNIX, «клиент-сервер», «трехзвенная архитектура», и банки с новой силой взялись за реализацию собственных разработок. Получить же требуемый результат удалось немногим. Почему? Сегодня крупное комплексно разработанное программное обеспечение для автоматизации банковской деятельности на основе профессиональной СУБД, имеет в своем штабе десятки аналитиков, проектировщиков, программистов, тестировщиков, полностью занятых только в одном проекте /8, с. 9-17/.
Внедрение электронных систем обработки и передачи информации приобретают универсальный и всеобщий характер, охватив все направления банковской деятельности. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, расширить межбанковские связи, действовать однократно на финансовых рынках ряда стран. Новые возможности автоматизации банковских операций рабочих мест специалистов, информационных технологий банковских услуг позволяют комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности, разработки и создания региональных, межрегиональных и международных банковских систем.
Автоматизация информационных и других технологий банка содействует решению стратегических задач. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентов воздействует на конкурентную позицию банков, являются уменьшение издержек и увеличение качества обслуживания.
Достижения электронной техники и технологии предложили принципиально новый вид услуг – систему автоматизированного управления наличностью денежной массы. Эта система дает операционную информацию о состоянии всех банковских счетов, позволяет регулировать и прогнозировать движение денежных средств, уменьшить трудоемкость работ с наличными деньгами, переходить на безбумажную технологию.
Положительные аспекты безбумажной технологии:
— практически мгновенная пересылка данных;
— уникальность хранения;
— улучшенная защищенность;
— резкое уменьшение трудоемкости обработки документов.
Решение аналитических задач банковской деятельности диктуется необходимостью определения финансовых результатов, прогнозирования направления развития, оценкой экономической обоснованности и целесообразности деятельности каждого банка. В отечественной практике автоматизация аналитических расчетов воплощается пока в отдельных программных продуктах и еще не получили широкого распределения.
На отечественном рынке сформировались классы АБС, каждая из которых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляющих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведения банков, вышедших на зарубежный уровень объема и услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.
На рынке АБС нет единого магистрального направления их развития, а появление новых классов систем в значительной мере определяется интенсивностью и особенностями развития банковского дела в стране.
Актуально процессы автоматизации банковских технологий стали проявляться в к.80-х-н.90-х гг. Естественным образом это было связано с банковской реформой, когда существующие банки получили большую самостоятельность и наряду с бывшими государственными банками на рынке банковских услуг появились новые коммерческие банки. При этом вычислительные цифры, на которых осуществлялась обработка банковской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необходимых для снижения рутиной работы и для анализа и прогнозирования финансового состояния банков.
Компьютерная банковская платформа – программно-техническое оснащение решения банковских задач на базе новейших ИТ, включению в себя конкретную методологию ведения банковского дела на определенном профессиональном уровне. Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношением цена – надежность – производительность. Проблема усложняется при необходимости поддержать высокоскоростной обмен данными многими филиалами, с клиентами, другими банками. В этой связи банкам приходится планировать не только техническое оснащение, но и всю системную инфраструктуру ИТ.
В инфраструктуре следует выделить 5 составных:
— информационное обеспечение (ИО);
— техническое оснащение;
— программные средства;
— системы связи и коммуникации (внутренние и внешние);
— системы безопасности, защиты и надежности.
Состав ИО, его организация определяется проще всего составлением задач. Наиболее традиционные задачи, решение любым банком, - операционная (расчетно-кассовая) деятельность. При таком подходе банковская технология строится на программном продукте «Операционный день банка» (ОДБ), а внедряемый комплекс задач позволяет проводить операционный анализ деятельности банка за любой предметный отработок времени. Для обеспечения комплексности автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных средств и все они должны быть интегрированы настолько, чтобы при проведении банковских операций не было излишних ввода, набора, пересылок данных и т.д., а состояние банка можно было оценить на любой временной момент.
Система «клиент-банк» дает возможность клиенту быстро решать свои задачи общения с банком, минуя операциониста и не выходя из своего офиса. Автоматизация кредитования обеспечивает не только автоматический контроль за проходом платежей, но и, что наиболее возможно, прогноз на любой срок ожидаемого в будущем состояния банка. Эти функции автоматизируются в рамках комплектующихся программ.
В основе АБС – новые информационные технологии (НИТ), реализуемые совместные технологические модели обработки данных - терминологические процессы, локальные и распределяющие сети, системы машинной графики, электронные почты и т.п.
Качественная эволюция деятельности банков, их все возрастающие требования и финансовые возможности меняют подходы к автоматизации ИТ. Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части программных средств (операционные системы, СУБД и др. программные средства системного назначения.
Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объёмов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим объёмам данных без потери производительности.
Наличие в спектре базовых средств сетевых функций - непременный атрибут современных АБС (обеспечивается многоуровненность, возможность объединения различных программных платформ (DOC, «NetWare», Windows NT, UNIX и прочие)).
Принимая во внимание то, что основой банковской деятельности являются финансовые юридические документы, ИБС должна позволять без перепрограммирования вносить изменения в технологическую схему банковского документооборота. При этом параметризация должна быть интуитивно понятной, логически связанной с функциональной структурой системы и не предъявлять завышенных требований к уровню квалификации персонала.
2. БАНКОВСКая СИСТЕМа РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Развитие банковской системы Республики Казахстан
Рассмотрим эволюцию развития банковской системы Республики Казахстан с момента ее зарождения и по сегодняшний день.
Общепринято, что экономикам развитых стран присуще наличие двухуровневой банковской системы, тогда как в бывшем Советском Союзе и, соответственно, в Казахстане существовала одноуровневая, которую составляли Государственный банк, Банк внешней торговли и Строительный банк. Государственный банк, как главный банк страны, отвечал за ее денежно-кредитную политику: контролировал организацию и осуществление безналичных расчетов, определял принципы процентной политики, кредитного планирования и условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. В свою очередь, Внешторгбанк обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям, а Стройбанк исполнял решения Госбанка по финансированию капитальных вложений в народное хозяйство.
Реформирование банковской системы началась в 1987 году, когда совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №821 было принято решение о создании двухуровневой банковской системы, включающей центральный (эмиссионный) банк и ряд государственных специализированных банков, при этом республиканские банки наделялись правами министерств союзных республик. Однако, несмотря на принятые меры по усовершенствованию кредитной системы, она оставалась достаточно консервативной. Учрежденные государственные специализированные банки, такие как "Промстройбанк", "Агропромбанк", "Жилсоцбанк", "Сберегательный банк", унаследовав многие негативные черты прежней одноуровневой системы, не обеспечивали свободный перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве, не сложились у банков подлинно партнерские отношения с заемщиками, а у Госбанка не было эффективных методов управления совокупным денежным оборотом. Неэффективной оказалась и ссудная политика, а именно: процентные ставки были весьма низкими (5-8%), что создавало дополнительный спрос на ссуды, слишком часто использовавшиеся для финансирования малорентабельных и неэффективных проектов /10, с. 7/.
В 1988 году после принятия союзного Закона "О кооперации" (с этого момента и ведет отсчет первый этап развития банковской системы Казахстана) начали создаваться на паевых началах первые кооперативные банки, заложившие впоследствии основу для формирования рыночных отношений в сфере банковской деятельности. Статус кооперативных дал банкам значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развития разнообразных форм банковской деятельности, использования полученной прибыли, укрепления материально-технической базы и решения других проблем. (Примечательно, что первый в Советском Союзе кооперативный банк появился именно в Казахстане, в Шымкенте, и назывался он "Союзбанк").
Последующие два года отличались исключительной насыщенностью политическими и экономическими событиями. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Республики Казахстан, подтверждающую стремление Казахстана к проведению более самостоятельной экономической политики. На этой волне в декабре того же года Верховный Совет Казахской ССР принимает Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", заложивший законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка, в том числе, в сфере денежно-кредитного регулирования, определены перечни осуществляемых им операций. Кроме того, было впервые дано определение коммерческого банка, описан порядок открытия и прекращения деятельности частных банков и банков с участием иностранного капитала, а также иных кредитных учреждений (обществ взаимного кредитования, кредитных кооперативов, пенсионных и инвестиционных фондов, ломбардов).
Таким образом, этим законодательным актом фактически прекращалась деятельность существовавшей до этого формальной двухуровневой банковской системы, состоявшей из государственных банков, и закладывались основы ее рыночного аналога, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР и его областными подразделениями, а второй - коммерческими банками. Одни из этих банков создавались с разрешения Госбанка на основе существовавших в рамках прежней системы специализированных банков (так, "Промстройбанк" стал "Туранбанком", "Казвнешэкономбанк" - "Алембанком", "Жилсоцбанк" - "Кредсоцбанком", остались с прежними названиями "Казсбербанк" и "Агропромбанк"), другие учреждались "с нуля" физическими и юридическими лицами. Новый закон кардинально изменил статус самого Центрального банка, сделав его независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Учредителем Государственного банка Казахской ССР выступил Верховный Совет, и ему же Госбанк стал подотчетен в своей работе, предоставляя ежегодный отчет и баланс, а также сводный баланс всей банковской системы республики /10, с.814/.