Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:25, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей развития банковского сектора Казахстана.
Следует, задачами работы являются:
рассмотрение теоретических аспектов банковской системы и ее инфраструктуры;
выявление проблем в банковской системе страны и предложение оптимальных путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И
ЕЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.1 Сущность и роль банковской системы на современном этапе…….……..3
1.2 Инфраструктура банковской системы: современные технологии
и оборудование………..…………………………………………….....................6
2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Развитие банковской системы Республики Казахстан……………………..10
2.2 Проблемы и перспективы развития банковской системы Казахстана…..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35
Итак, в течение 1995-1999 годов банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, что было определено в утвержденном Национальным банком 12 декабря 1996 года "Положении о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам". Согласно данной Программе все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.
Таблица 1. Динамика изменения количества и качества действующих в Казахстане банков второго уровня за 1993-2006 годы
№ |
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
1 | Количество банков второго уровня | 204 | 184 | 130 | 101 | 82 | 71 | 55 | 47 | 44 | 38 | 35 | 35 | 34 | 33 |
1.1. | - со 100%-ным участием Правительства РК в уставном капитале | 1 | 4 | 4 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
2 | Количество созданных банков | 63 | 13 | 2 | 2 | 6 | 3 | 2 | 1 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
3 | Количество филиалов банков | 724 | 1042 | 1036 | 949 | 583 | 459 | 426 | 418 | 400 | 365 | 355 | 385 | 418 | 324 |
4 | Количество расчетно-кассовых отделов банков | н/д | н/д | н/д | н/д | 1464 | 1282 | 1065 | 964 | 1020 | 1021 | 1023 | 1106 | 1312 | 1489 |
Источник: Отчеты НБК и АФН по состоянию банковского сектора Казахстана /7/
В 1997 году было отменено деление банков на инвестиционные и депозитные, предусмотрено расширение видов банковской деятельности, а также введены более высокие требования к открытию банков и их лицензированию, внутреннему контролю и процедурам в банках, внедрена рейтинговая оценка финансового состояния банка по системе CAMEL.
В апреле 1999 году по решению правительства и Национального банка в Казахстане был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге (СПОК), что предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке, - без значительного вмешательства Нацбанка, которое вынужденно возросло после кризиса на внешних финансовых рынках в 1998 году, особенно в России.
Одним из самых существенных достижений проводимой Нацбанком денежно-кредитной политики стала остановка гиперинфляции, достигавшей в 1993 году 2153%. Сейчас инфляция в Казахстане держится на уровне 6-8% годовых, что считается оптимальным для экономики страны диапазоном.
Поскольку тенденции в динамике темпов инфляции и ставки рефинансирования соответствуют друг другу, параллельно шел очень динамичный процесс снижения банковских ставок рефинансирования. Так, с января 1994 года по ноябрь 2002 года ставка рефинансирования снизилась с 270 до 7,5%. А как свидетельствует мировой опыт, стабильность в долгосрочном плане стоимости денег и кредитов является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.
Особо следует отметить роль банков второго уровня в кредитовании экономики. На фоне позитивного роста производства во многих секторах экономики, устойчивого развития финансового рынка и поступательного роста ресурсной базы банков существенно вырос их кредитный потенциал. В результате банки активизировали свою деятельность по кредитованию субъектов реального сектора экономики. Так, к концу 2000 года соотношение кредитов банков к ВВП составило около 11%, тогда как в 1999 году этот показатель не превышал 8%. В настоящее время более 60% активов банков направлено на кредитование экономики.
На развитие и улучшение качества банковских услуг значительное влияние оказало совершенствование платежной системы страны. По оценкам зарубежных экспертов Казахстану удалось создать одну из лучших платежных систем в странах СНГ, которая отвечает общемировым критериям. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость. В среднем за месяц проводится 500 тыс. платежей на сумму 250 млрд. тенге.
В целом, о развитии экономики и банковского сектора Казахстана в 1993-2001 годах можно судить по данным Нацбанка РК.
За прошедшие годы Национальный банк развил и собственную инфраструктуру. С вводом в действие собственной банкнотной фабрики были решены многие важные вопросы, связанные с обеспечением потребности страны не только в наличных деньгах, но и высококачественной полиграфической продукции (паспорта, дипломы, ценные бумаги и т.д.).
"Храните свои деньги в сберегательной кассе!"
Этот рекламный слоган советских времен был в то время таким же бессмысленным, как и "Летайте самолетами Аэрофлота!". Альтернативы-то ни тому, ни другому не было! Другое дело, когда банки начали борьбу за свободные деньги населения. Совершенствовалась система защиты вкладов населения - в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство по банковской тайне применительно депозитных счетов физических лиц.
Несмотря на то, что институт банковской тайны в нашей стране был закреплен еще в 1995 году банковским законодательством, издавались и другие нормативные правовые акты, которые противоречили его нормам. В связи с этим Национальный Банк разработал проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской тайны", который направлен на устранение всех законодательных противоречий и последовательное проведение принципа банковской тайны.
Впервые значительный рост суммы депозитов физических лиц произошел в 4-м квартале 1999 года, что было обусловлено созданием в ноябре 1999 года системы обязательного страхования срочных вкладов физических лиц. Сначала были утверждены Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня, а в декабре 1999 года создано ЗАО "Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан". В начале 2000 года 16 банков стали участниками системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг, и доступности их для клиентов банков.
Способствовала резкому увеличению депозитной массы и акция по легализации доходов населения, проведенная в 2001 году. Сначала по инициативе президента Назарбаева был принят закон от 2 апреля "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег", согласно которому амнистия распространялись на "граждан, зачисливших деньги, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные счета в банки, входящие в систему коллективного гарантирования вкладов, путем вклада наличных денег в национальной и в иностранной валюте, а также перевода собственных денег с персональных счетов в иностранных банках". Информация о величине легализуемых сумм не подлежала разглашению и никаких налогов с них платить не требовалось. Кроме того, налоговые органы страны пообещали уничтожить и уничтожили декларации о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 год.
Амнистия продлилась 30 дней - с 14 июня по 13 июля 2001 года. Подводя ее итоги, председатель Нацбанка Григорий Марченко сообщил, что на счета банка поступило 480 217 млн. долларов США, причем лишь 50,5 млн. пришло из-за рубежа. Средний размер депозитов, вносимых на специальные счета, составил 164 тыс. долларов, при этом, минимальная сумма депозита составила 50 долларов, максимальная - около 800 тыс. Правом амнистировать свои капиталы воспользовались около 3 тыс. граждан страны, из которых 90% принесли наличные деньги. Среди амнистированных оказался даже министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов, легализовавший свои капиталы, укрытые от налогов в период, когда он занимался частным бизнесом.
Таким образом, комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе. И если в 1994-98 годах общая сумма вкладов (с учетом нерезидентов) выросла с 5,4 до 31,6 млн. тенге, то в 1999 году прирост составил 23,4 млрд. тенге, в 2000 году - 36,7 млрд. тенге, в 2001 году - сразу 248,3 млрд. тенге. Продолжился рост депозитной массы и в 2002-06 годах /13, с.4/.
На настоящем этапе развития банки все более активно через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании (законодательная база для развития отношений в области финансового лизинга была принята в 2000 году). Разработана и одобрена Правительством Республики Казахстан Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Для развития системы ипотечного кредитования Национальным Банком с участием международных финансовых организаций и банков второго уровня создана ЗАО "Казахстанская ипотечная компания". С принятием Закона Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" созданы условия для развития системы жилищных строительных сбережений, что также позволит привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения.
Важнейшей задачей совершенствования банковской системы Республики Казахстан является создание системы консолидированного банковского надзора за рисками.
Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента:
1) оценка риска;
2) измерение риска;
3) контроль риска;
4) мониторинг риска.
Система управления рисками обеспечивает в банке идентификацию, оценку, контроль и отслеживание всех видов рисков, которым подвержена или может подвергнуться банковская группа и аффилированные с банком лица, независимо от источника этих рисков, и предусматривает наличие у банка собственного капитала, адекватного таким рискам. Это позволит повысить объективность оценки рисков, которым подвергаются банки, и ограничить вероятность избыточных рисков, что, в конечном итоге, является основным условием обеспечения стабильности банковской и финансовой систем и защиты интересов депозиторов.
В целях создания необходимых законодательных условий для внедрения надзора на консолидированной основе 2 марта 2001 года принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам банковской деятельности" /14/. Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня /15/. В соответствии с рекомендациями Национального банка, в каждом банке сейчас работают специальные рабочие группы для создания комплексной системы управления за всеми возможными видами рисков банковской деятельности, включая политические, технологические, ценовые, рыночные, репутационные и др.
В целом, внедрение консолидированного банковского надзора позволило бы обеспечить прозрачность и понятность для общества деятельности банков и лиц, которые владеют банками, более объективно оценивать финансовое состояние банков и, тем самым, более надежно защищать вкладчиков.
В 2004 году и был создан орган надзора за банковской деятельностью – Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
По состоянию на 1 января 2011 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 39 банками второго уровня.
Совокупные активы банков Казахстана по состоянию на 1 января составили 12,038 триллиона тенге, увеличившись за 2010 год на 4,2%, сообщило Агентство финансового надзора (АФН).
Согласно распространенному пресс-релизу, на 1 января совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 1,833 триллиона тенге, тогда как на начало 2010 года данный показатель составлял отрицательную величину (-914,6 млрд. тенге).
Активы, номинированные в иностранной валюте, составили 36,9% от совокупных активов или 4, 442 триллиона тенге.
Ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) по состоянию на 1 января составил 9, 066 триллиона тенге, уменьшившись за год на 5,9%. При этом, займы нерезидентам РК на 1 января текущего года составили 15,5% от ссудного портфеля (на 1.01.2010г. данный показатель составлял 18,1%). По состоянию на 1 января, займы, выданные в иностранной валюте, составили 50,2% от совокупного ссудного портфеля.
В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 января доля стандартных кредитов составила 26,4%, сомнительных – 53,6%, безнадежных – 20,0% (доля безнадежных кредитов без учета банков, по которым была завершена реструктуризация обязательств кредитном портфеле составляет – 11,2%).
Сумма кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) составила 2,950 триллиона тенге, или 32,5% от совокупного ссудного портфеля (без учета банков, по которым была завершена реструктуризация обязательств, данный показатель составил 21,1% от совокупного ссудного портфеля).