Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5
1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10
1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15
1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18
Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22
2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22
2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26
Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31
3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31
3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение. 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

     Главной целью антикризисной политика государства  является преодоление системного кризиса  и дальнейшее его предотвращения.

     Для достижения цели в программе предусматриваются  следующие основные задачи.

     В краткосрочном периоде:

  1. восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;
  2. поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;
  3. стабилизация валютного курса гривны;
  4. сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;
  5. сбалансирование государственного- бюджета;
  6. стимулирование занятости населения.

     В среднесрочном периоде:

  1. проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;
  2. проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;
  3. поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
  4. государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

     В долгосрочном периоде:

  1. повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;
  2. разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
  3. сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;
  4. приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.
  5. сохранение и развитие трудового потенциала.

1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода

     Любое преодоления системного кризиса  предусматривает такие этапы:

  1. стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;
  2. восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;
  3. качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.

     Стабилизационный  и восстановительный этапы направлены на преодоление системного кризиса  в стране, а качественного роста - дальнейшего ее предотвращения.

     В свою очередь каждый из этапов предусматривает  целый комплекс направлений.

     К основным направлениям стабилизационного (краткосрочного) этапа относятся  следующие:

     1. Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков.

     2. Поддержка ликвидности предприятий  реального сектора экономики  и предотвращения их массового  банкротства.

     3. Стабилизация валютного курса  денежной единицы страны.

     4. Сведение к профициту внешнеторгового  платежного баланса.

     5. Сбалансирование государственного  бюджета.

     6. Стимулирование занятости населения.

     Первый  этап (Восстановление ликвидности банковского  сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков) предполагает такие действия по преодолению кризисных  явлений:

  1. Проведение аудита коммерческих банков с целью определения их финансового состояния и средств, необходимых для восстановления ликвидности и платежеспособности. Выявления коммерческих банков, у которых есть возможность восстановления ликвидности и платежеспособности, а в каких нет.
  2. Восстановление ликвидности и платежеспособности "жизнеспособных" коммерческих банков, в первую очередь системных, осуществляется следующим образом:
  • Капитализация:

     а) путем участия государства в  их уставных фондах,

     б) вхождением новых акционеров, в первую очередь отечественных.

  • Рефинансирование за счет кредитов национального банка под залог акций коммерческих банков.
  • Выкуп неликвидных активов, которые находятся в залоге коммерческих банков под кредитование жилищного строительства, Государственными ипотечными компаниями, которые создаются для достройки жилья с 70% степенью готовности.

     3. Ликвидация или продажа новым  акционерам нежизнеспособных коммерческих  банков, в которых задолженность,  в первую очередь перед населением, незначительна и ее выплаты из Фонда гарантированных вкладов намного меньше, чем потребность в средствах для восстановления ликвидности и платежеспособности.

     4. Законодательно обязать коммерческие  банки:

  • Принимать от физических и юридических лиц на депозит денежные средства в национальной валюте под процент на уровне ставки рефинансирования национального банка.
  • Выдавать кредиты только в национальной валюте физическим и юридическим лицам под процент на уровне ставки рефинансирования национального банка с добавлением 5%.

     5. Уменьшение задолженности отечественных  коммерческих банков перед зарубежными  кредиторами путем:

     А) Предоставления этим банкам возможностей приобретения иностранной валюты по официальному курсу с целью выплаты  части внешней задолженности.

     Б) Реструктуризации части внешней задолженности коммерческих банков под гарантию Правительства под залог акций.

     6. Предоставление возможности коммерческим  банкам возврата вкладов населению  при его согласии вместо иностранной  валюты в национальной валюте  по официальному курсу национального  банка.

     Второй  этап (Поддержка ликвидности предприятий  реального сектора экономики  и предотвращения их массового банкротства) предполагает:

  1. Возврат к кассовому методу уплаты налогов.
  2. Сокращение сроков возвращения НДС экспортерам-производителям продукции.
  3. Разблокировку механизма налоговых векселей с ограничением сферы их использования исключительно критическим импортом.
  4. Отказ от применения "порога индексации" стоимости основных производственных фондов с целью начисления налоговой амортизации.
  5. Уменьшение внешней задолженности предприятий реального сектора экономики путем:
  • Проведения аудита внешней задолженности предприятий.
  • Предоставления возможности предприятиям покупки иностранной валюты по официальному курсу национального банка с целью выплаты части внешней задолженности.
  • Реструктуризации части внешней задолженности предприятий под гарантии Правительства под залог акций.

     Третий  этап (Стабилизация валютного курса  денежной единицы страны) осуществляется путем:

     1. Уменьшения спекулятивной составляющей  за счет:

  • Сокращения длинной валютной позиции по конвертируемой валюте для коммерческих банков на 15%.
  • Продажи иностранной валюты населению только в обменных пунктах коммерческих банков по официальному курсу национального банка с добавлением 3%.

     2. Уменьшения "долларизации" экономики за счет:

  • 100% выкупа валютной выручки предприятий-экспортеров продукции и услуг по официальному курсу национального банка. Отечественные промышленные предприятия-экспортеры продукции имеют право обратного выкупа иностранной валюты для закупки сырья, материалов, комплектующих и оборудования по официальному курсу национального банка, по которому у них осуществлялся первоначальный выкуп валютной выручки.
  • Продажи иностранной валюты импортерам только под критический импорт, перечень которого утверждается правительством.
  • Введение запрета на выдачу населению коммерческими банками кредитов в иностранной валюте на приобретение потребительских товаров или недвижимости.

     Четвертый этап (Сведение к профициту внешнеторгового  платежного баланса) включает следующие  действия:

     1. Импорт в страну только критических групп товаров, утвержденных правительством. 2. Экспорт из страны и импорт в страну товаров по ценам не ниже индикативных, которые утверждаются правительством при участии стороны работодателей и каждый квартал анализируются.

     Пятый этап (Сбалансирование государственного бюджета) осуществляется путем:

     1. Сокращения расходов на содержание  органов государственного управления. 2. Сокращения или недопущения роста социальных выплат всем слоям населения, кроме малоимущих, при сохранении достигнутого уровня социальных стандартов.

     3. Прекращения финансирования государственных  целевых программ, не относящихся  к приоритетным направлениям  научно-технического и социально-экономического  развития страны.

     4. Госзакупки за счет бюджетных средств только отечественных товаров при условии их производства в стране согласно индикативными ценами.

     Шестой  этап (Стимулирование занятости населения) предполагает следующие действия:

  1. Отмена налоговых механизмов стимулирования роста количества наемных работников.
  2. Стимулирование создания новых рабочих мест средствами налоговой политики.
  3. Налоговая поддержка возвращения населением ипотечных кредитов за счет освобождения от налога на прибыль, налога с доходов физических лиц и взносов на общеобязательное социальное страхование части процентов, которые платит работодатель.

1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода

     К основным направлениям восстановительного (среднесрочного) этапа относятся  следующие:

     1. Проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщения внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения путем:

  • Создания фонда промышленного развития для финансирования проектов по организации производства продукции, которая не производится в стране, в первую очередь товаров народного потребления. Источником средств фонда является государственный бюджет.
  • Разработки, утверждения и реализации государственной целевой программы по импортозамещению, в первую очередь товаров народного потребления. В рамках этой программы реализуются отдельные проекты. Проекты реализуются на базе промышленных зон. В проектах могут принимать участие предприятия с различной формой собственности. Частные предприятия должны профинансировать не менее 30% их стоимости. Участникам проекта в пользование (аренду) передаются промышленные помещения, расположенные в промышленных зонах, а закупка оборудования и трансфер технологий осуществляется за средства фонда промышленного развития, которые предоставлены в кредит по ставке рефинансирования национальным банком.

     Предприятиям, которые принимают участие в  реализации проектов, в рамках целевой  государственной программы, предоставляются  налоговые каникулы путем освобождения от налогообложения прибыли в  течение трех лет и применения уменьшено на 50% ставки соответствующего налога в течение двух последующих  лет.

     2. Проведение эффективной политики  энергосбережения во всех отраслях  экономики путем:

  • Составления энергетических балансов в целом по стране, отраслям ее экономики и регионам.
  • Проведение энергоаудита и составления энергетических паспортов на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.
  • Создания фонда энергосбережения для финансирования проектов по организации производства энергосберегающего оборудования или по производству альтернативных источников энергии, а также внедрение энергосберегающих технологий. Источником средств фонда является Государственный бюджет.
  • Разработки, утверждения и реализации государственной целевой программы энергосбережения, производство энергосберегающего оборудования, а также производства альтернативных источников энергии.
  • Налоговое стимулирование экономии энергоресурсов в процессе их потребления.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства