Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5
1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10
1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15
1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18
Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22
2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22
2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26
Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31
3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31
3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение. 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

     Основным  каналом антикризисной политики ЕЦБ стал стали операции на открытом рынке, именно они позволили обеспечить платежеспособным банкам непрерывный  доступ к ликвидности. Как известно, для реализации главной цели ЕЦБ - поддержания стабильности цен в  зоне евро - используется ставка рефинансирования, а операции на открытом рынке проводятся, чтобы обеспечить гладкое функционирование денежных рынков в зоне евро. За счет таких операций ЕЦБ максимально  приближает рыночные ставки (то есть, формирующиеся  на межбанковском рынке ставки EONIA и EURIBOR) к ставке по недельным тендерам ЕЦБ (main refinancing operations), а, если быть еще точнее, к объявленной минимальной ставке по каждому конкретному недельному тендеру (minimum bid rate).

     Еще в августе 2007 года, когда волны  кризиса на ипотечном рынке США, докатились до Европы, ЕЦБ внес коррективы в механизм и структуру предоставляемой  банковскому сообществу ликвидности. Напомним, что, как и другие центральные  банки, ЕЦБ дает возможность коммерческим банкам прибегнуть к его кредитам с тем, чтобы они могли надлежащим образом выполнить норматив обязательного резервирования. Поэтому учетный период период (maintenance period), в течение которого в среднем должен выполняться норматив, точно совпадает с общей продолжительностью четырех недельных тендеров. Осенью 2007 года объем рефинансирования в начале указанного периода был увеличен, а в конце - уменьшен. Таким образом, общая сумма предоставляемых кредитов не изменилась, но банки получили сигнал о необходимости избегать резких скачков спроса и предложения ликвидности.

     В сентябре 2008 года ЕЦБ заметно увеличил объем ликвидности, предоставляемой  посредством стандартных недельных  тендеров. Чтобы не допустить переполнения каналов денежного обращения, он одновременно проводил операции тонкой настройки, к которым раньше практически  не прибегал. С их помощью успешно  абсорбировался излишек средств, образовывавшийся в результате дополнительного кредитования через стандартные тендеры. Значительно  были расширены сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования - сначала с трех до шести месяцев, а в июне 2009 г. - до 12 месяцев. Кроме  того, ЕЦБ начал предоставлять  наличность с помощью операций, которые  прежде фактически не использовались. В августе и в сентябре он неоднократно вливал средства в банковскую систему  при помощи суточных кредитов.

     Поскольку все операции рефинансирования ЕЦБ  проводятся на условиях стопроцентного залогового обеспечения, в условиях кризиса требования к залоговым  активам были ослаблены, а спектр принимаемых в обеспечение ценных бумаг увеличен. В отличие от центральных  банков многих других стран, которые  принимают в обеспечение главным  образом государственные ценные бумаги, ЕЦБ проводил залоговые операции с корпоративными ценными бумагами еще до кризиса. После осени 2008 г. эта практика была расширена, в настоящее  время на государственные облигации  приходится только 44% (по номинальной стоимости) активов, включенных в список ЕЦБ.

     Кардинальное  воздействие на рынок оказало  принятое в начале октября беспрецедентное  решение о проведении кредитных  тендеров с фиксированной ставкой  при полном обеспечении поданных заявок. Традиционно все стандартные  операции рефинансирования ЕЦБ проводятся по множественной ставке, или в  форме так называемого американского  тендера. Его суть состоит в том, что каждый участник (банк) может  подать две и более заявки с  указанием разных сумм и разных ставок. При этом участники не знают объема всех поданных заявок. Удовлетворение заявок при такой процедуре идет сверху вниз: от более высоких к более низким ставкам предложения. Часть заявок - по минимальным ставкам - не удовлетворяется вовсе. В условиях кризиса ЕЦБ посчитал, что «игра в темную» с банками только усилит их нервозность, и перешел к максимально простой схеме кредитования.

     Принимая  во внимание острую нехватку на европейском  рынке долларовых активов, ЕЦБ провел невиданные по масштабам операции по вливанию на рынок долларовой ликвидности. Все тендеры в американской валюте имели фиксированную ставку и  полное покрытие. С начала января по конец июля 2009 г. было проведено 46 операций рефинансирования в долларах США. Как  правило, их длительность составляла 7, 28 или 84 дней, а ставка обычно колебалась от 1,2% до 1, 3% годовых. Объемы финансирования были различными. Так, по долгосрочному  тендеру от 16 июля (с погашением 8 октября) было предоставлено 3,125 млрд. долл., а по недельному тендеру от 30 июля - 39,796 млрд. долл.

     Недавно главный банк зоны евро взял на вооружение еще один инструмент - прямую покупку  у банков закладных листов (covered bonds). Данные ценные бумаги имеют высокий уровень обеспечения, притом, что операции с ними не позволяют перераспределять кредитный риск (его всегда несет эмитент). Новация позволит финансовым учреждениям зоны евро расширить доступ к долгосрочному кредитованию. С июля 2009 г. по конец июня 2010 г. ЕЦБ планирует осуществить покупку закладных листов на общую сумму 60 млрд. евро.

     Подводя итог сказанному, следует отметить, что кризис по-разному сказался на экономике США и ЕС. Главной  проблемой американской экономики  стало снижение спроса и падение  цен на фондовые активы, которые  служат первоочередным источником капиталовложений. В Западной Европе разразился настоящий  кризис ликвидности. Он представлял  серьезную угрозу для экономики  региона, поскольку в Европе именно банковские депозиты и банковские ссуды  являются наиболее важными инструментами  кредитования реального сектора. В  конце 2007 г., объем выданных и непогашенных кредитов частному сектору составлял 145% ВВП зоны евро, тогда как в  США это соотношение равнялось 63%. Не случайно ЕЦБ бросил все силы на стабилизацию денежных рынков и  восстановление механизмов кредитования.

     Опыт, полученный главным банком зоны евро в ходе текущего кризиса, безусловно, способствует развитию его денежно-кредитного инструментария и повышает его устойчивость в отношении будущих колебаний  конъюнктуры. Вместе с тем, в отношениях ЕЦБ с другими органами ЕС могут  возникнуть дополнительные линии напряжения. Как ни странно, до последнего времени  Совет и Европейская комиссия крайне скупо освещали в своих документах антикризисную деятельность ЕЦБ и были сдержаны на ее положительную оценку. Причина этого, вероятно, коренится в некотором отрыве экономической политики ЕС от единой денежно-кредитной политики зоны евро.

     Выше  уже говорилось, что текущий кризис может сместить приоритеты общей  экономической политики ЕС, ослабить внимание Совета и Комиссии к вопросам оздоровления государственных финансов. Если это произойдет, ЕЦБ не сможет в одиночку обеспечить экономическую  базу для выполнения его главной  цели - долговременного поддержания  стабильности цен в зоне евро. В таком случае дистанция между ним и другими руководящими институтами Евросоюза будет нарастать, что еще больше усложнит процесс управления интеграционной группировкой. Проблема осложняется тем, что проведение устойчивой в долгосрочном плане экономической политики регулярно вступает в противоречие с текущими интересами правительств и ожиданиями избирателей. Совет и Комиссия ЕС, как уже отмечалось, играют ограниченные компетенции в данной сфере. Но и они склонны демонстрировать гражданам ЕС быструю отдачу от своих действий, особенно в острой фазе кризиса.

     Еще одно противоречие, связанное с долгосрочными  задачами устойчивого развития, может  проявиться в отношении планов расширения зоны евро. Ни для кого не секрет, что  кризис особенно негативно отразился  на экономическом положении новых  членов ЕС и стран с малой открытой экономикой. Поэтому их правящие круги  и особенно финансовая элита резко  усилили внимание к планам вступления в зону евро. В обществе укрепилось мнение, что внутри валютного союза  переживать подобные периоды турбулентности значительно легче, чем вне его. В наибольшей степени это проявилось в балтийских государствах, а также в Швеции и Дании. Однако прежде чем войти в валютный союз эти страны обязаны выполнить Маастрихтские критерии. Но после кризиса им будет крайне сложно вернуться к сбалансированным госбюджетам и допустимому уровню государственного долга. Таким образом, правительства окажутся между двух огней - им придется выбирать между долгосрочной целью перейти на единую валюту и актуальными задачами антициклического регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Подводя общие итоги, следует обратить внимание на некоторые новые тенденции  и стратегические задачи, которые  вырисовываются на фоне современного кризиса и антикризисных действий России и Европейского Союза.

     В настоящее время мир переживают самый глубокий за всю послевоенную историю экономический спад. Его особенностью является то, что он проходит в обстановке зрелой глобализации, создающей для ЕС и России как новые возможности, так и новые вызовы. Это ставит задачу скорейшего оформления новой экономической стратегии, которая была бы адекватна достигнутой стадии интеграции. Если на первых этапах своего развития ЕС в основном занимался негативной интеграцией - устранением барьеров на пути движения факторов производства внутри группировки, то теперь ему предстоит максимально развернуть начатые проекты позитивной интеграции, которые позволили бы создать новое качество общего экономического пространства. Для того Брюсселю и Франкфурту предстоит не только провести консолидацию имеющихся направлений экономической политики ЕС, но и сделать так, чтобы она начала реально работать на экономический рост и устойчивое развитие.

     События последних месяцев с новой  силой ставят вопрос о соотношении  экономического и политического  союза в ЕС. Кризис отчетливо показал, что возможности Евросоюза принимать  меры быстрого реагирования и реально  влиять на социально- экономическую  обстановку в государствах-членах крайне ограничены. Корень этого лежит в  отсутствии у институтов Евросоюза полномочий, свойственных высшим органам федеративных государств. Крайне сложное распределение зон ответственности между государствами-членами и наднациональными структурами, а также длительный и запутанный процесс принятия решений мешают Евросоюзу действовать решительно и эффективно.

     Отдельную проблему представляет расширение ЕС, состоявшееся и ожидаемое включение  в его состав государств с относительно слабой экономикой и невысоким уровнем  жизни населения. Этот процесс влечет за собой усиление экономической  разнородности группировки, что  неизбежно повышает риск возникновения  в ЕС асимметричных шоков. Вместе с тем руководство Евросоюза  по объективным причинам может признать наличие проблемы и, соответственно, предложить ее кардинальное, а не паллиативное решение. Новые участники ЕС оказываются  перед выбором между вступлением  в зону евро (что облегчит им противодействие  будущим кризисам) и проведением  макроэкономической политики, отвечающей особенностям их национальной экономики, в том числе с учетом ее переходного  характера.

     Принимаемые российским правительством меры по борьбе с кризисом носят выжидательный  характер. Они никак не направлены на разрешение противоречий породивших хозяйственный кризис. Ожидается возобновление роста цен на нефть. В действительности в 2009-2010 годах глобальный кризис лишь вошёл в пиковую стадию. После чего последует продолжительная депрессия. Скорого возвращения нефти на прежние стоимостные позиции не будет. Правительство только впустую израсходует накопленные резервы.

     Основная  цель антикризисного плана: смягчить воздействие  кризиса на российские компании. Правительство России явно все больше переходит к протекционизму. Однако его политика не отвечает на ключевой вопрос кризиса: кто будет покупать все произведенные товары? По его словам, власти не отказались от прежней эмиссионной политики, усиливающей инфляцию в стране. В 2009 год было 33% увеличение рублевой массы в экономике.  
 

Список  литературы.

 
  1. Кашкин А. В. Роль государства во время кризиса: поддержка экономики или передел собственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. № 3. С. 6 - 16.
  2. Иваницкая Н., Кудинов В., Чечель А. Занять в России. // Ведомости от 11 января 2009
  3. Мау Владимир. Антикризисная политика: Старые новые риски. // Ведомости от 4 декабря 2008
  4. Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера /
  5. Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи / О.В. Буторина // Полития. - 2009. - №3.
  6. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление — М.: ИП Глущенко В. В., 2008, ст. 88.
  7. Баринов В.А. Антикризисное управление. – М.: - ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 364с.
  8. http://www.fru.net.ua/965-2009.html
  9. www.government.ru
  10. http://premier.gov.ru/anticrisis/3.html

Приложение.

 
 
  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009г. 2010 г.
ВВП
    3,1
    2,9
    0,9
    - 4,0
    - 0,1
Частное потребление
    2,3
    2,2
    0,9
    -1,5
    - 0,4
Государственное потребление
    1,9
    1,9
    2,2
    1,9
    1,7
Валовые инвестиции
    6,2
    5,4
    0,1
    - 10,5
    - 2,9
Занятость
    1,5
    1,7
    0,7
    - 2,6
    -1,4
Инфляция
    2,3
    2,4
    3,7
    0,9
    1,3
Баланс  госбюджета, % от ВВП
    - 1,4
    - 0,8
    - 2,3
    - 6,0
    - 7,3
Государственный долг. % от ВВП
    61,3
    58,7
    61,5
    72,6
    79,4

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства