Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5
1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10
1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15
1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18
Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22
2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22
2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26
Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31
3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31
3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение. 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

ФГОБУ ВПО ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Кафедра «Финансы» 

Курсовая  работа 

на  тему:

«Анализ российского и зарубежного опыта  антикризисных мер правительства» 
 

                                

                Выполнил: студент 3 курса 2 гр.                                                          факультета Финансы и Кредит

                     страхование                                      Кабанец Мирослав Александрович   

                Научный руководитель:

                      к.э.н., ст. преп.

                          Цурков Александр Николаевич 
                     
                     

Москва - 2011 г.

Оглавление

Введение. 3

ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5

1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10

1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15

1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18

Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22

2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22

2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26

Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31

3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31

3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38

Заключение. 45

Список литературы. 47

Приложение. 48

Введение.

     Сегодня уже только ленивый не говорит  о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов  его течения и, тем более, его  итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана  российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

     В трудах ученых-экономистов отсутствует  единая точка зрения на кризисы в  развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы  свойственны только капиталистическому способу производства и не могут  возникать при социалистическом способе, для которого характерны только "трудности роста". Другие ученые-экономисты считают, что понятие "кризис" применимо только к макроэкономическому  уровню, а для микроуровня более  подходят менее острые проблемы, которые  вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса  развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом  рассматривать развитие экономики  страны, то нет необходимости прогнозирования  возможности кризиса.

     Понятие "кризис" теснейшим образом  связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска  вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

     На  проблему кризиса можно взглянуть  с позиции теории цикличности. Для  любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма  или предприятие, характерны два  фактора своего существования: функционирование и развитие.

     Связь функционирования и развития имеет  диалектический характер, подразумевающий  определенность и закономерность наступления  и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его  базисом, развитие прерывает различные  процессы функционирования, но формирует  предпосылки для его осуществления  на новом качественном уровне. И  возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое  наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они  могут иметь и положительные  последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической  системы.

     Кризисы могут возникать и в самих  процессах функционирования. Это  противоречия между уровнем техники  и квалификацией персонала, между  технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.)

     Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления

     Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

     Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

     Необходимость проведения антикризисной политики государства определяется целями развития.

     Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.

     Первая  группа включает проблемы распознавания  предкризисных ситуаций.

     Вторая  группа проблем связана с методологическими  проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем  финансово-экономического характера.

     Проблематику  антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.

     Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

     В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.

     Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

     Сущность  антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
  • кризисами можно управлять;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

     В зависимости от разновидности кризиса  будет различаться и механизм управления им.

     Но  система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:

  • гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
  • склонность к усилению неформального управления;
  • диверсификация управления;
  • децентрализация управления;
  • повышение интеграции.

     Особенности процессов и технологий антикризисной  политики государства можно выразить в следующем:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
  • ускорение процесса реализации антикризисных мер;
  • повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

     Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:

  • мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
  • поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
  • интеграции по ценностям профессионализма;
  • развитие инициативы в решении проблем развития;
  • корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

     Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:

  • профессиональным доверием,
  • целеустремленностью,
  • антибюрократичностью,
  • исследовательским подходом,
  • самоорганизацией, принятием ответственности.

     Важным  элементом системы антикризисной  политики государства являются его функции.

     1. Функции антикризисной политики государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

     Можно выделить шесть функций:

  • предкризисное управление;
  • управление в условиях кризиса,
  • управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
  • минимизация потерь и упущенных возможностей,
  • своевременное принятие решений.

     2. Важнейшей чертой антикризисной  политики государства является интеграция неформального и формального управления.

     3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

     Существуют  разные стратегии антикризисной  политики государства. Наиболее важными являются следующие:

  • предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
  • ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
  • противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанный риск;
  • последовательный вывод из кризиса;
  • предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства