Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5
1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10
1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15
1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18
Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22
2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22
2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26
Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31
3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31
3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение. 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

     Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста.

     В октябре - декабре 2008 года, когда мировой  экономический кризис начал оказывать  серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные  меры первого этапа позволили  не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

     В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

     Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

  1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
  2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств.;
  3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
  4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста Россия должна перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств. 
  5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
  6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему.
  7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

     В условиях кризиса ключевую роль будет  играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.

     Глобальный  экономический кризис носит системный  характер, затрагивает большинство  отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики  и принципы международных экономических  отношений. Поэтому важную роль в  преодолении кризиса играет тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.

2.2. Основные направления  и меры преодоления  кризиса в России, их эффективность

     Необходимость решения текущих экономических  проблем не отменяет стратегический курс Правительства, основой которого является модернизация. Соответствующие  приоритеты определены Правительством в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.

     Российские  власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию  банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.

     Но  все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются  малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства  граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности  узкого круга влиятельных бизнесменов.

Единственной  эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (в том числе и России) их внедрять.

     Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы  антикризисных мер является минимизация  масштабов экономического кризиса  и смягчение его последствий  для населения и экономики.

     В настоящее время Правительство  РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с  последствиями мирового финансового  кризиса:

  • Курсовая политика;
  • Поддержка банковской системы;
  • Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
  • Налоговая и бюджетная политика;
  • Тарифная политика;
  • Содействие занятости населения;
  • Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
  • Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
  • Нефтяная промышленность;
  • Автомобилестроение;
  • Сельхозмашиностроение;
  • Оборонно-промышленный комплекс;
  • Малый и средний бизнес;
  • Авиационные перевозки;
  • Розничная торговля;
  • Аграрно-промышленный комплекс;
  • Инфраструктурные проекты;
  • Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.

     На  мой взгляд, особое внимание необходимо обратить на последний пункт, т.к. с  него и начинается реализация упомянутых выше мер.

Во-первых, была образована Правительственная  комиссия по повышению устойчивости российской экономики во главе с  И.И.Шуваловым. Во-вторых, в данный период проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во главе с А.Д.Жуковым). В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

  • совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;
  • совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;
  • совершенствование залоговых правоотношений;
  • расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
  • обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;
  • снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;
  • разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;
  • введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;
  • введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций;
  • уточнение условий выпуска биржевых облигаций.1

     Средства  для покрытия бюджетного дефицита государство  будет искать не только в резервном  фонде. Вырастет и внутренний долг.

В случае более резкого, чем можно сейчас предположить, спада бюджетных доходов  возможно финансирование дефицита бюджета  через рост внутреннего долга  – объема выпущенных Минфином облигаций, которые может рефинансировать  ЦБ, считает первый зампредседателя  банка Алексей Улюкаев.

     Как говорит член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, чтобы рефинансировать гособлигации, поправки в законодательство не потребуются. Рефинансирование, по словам Медведева, - это более рыночный способ, чем покупка гособлигаций, но в любом случае это денежная эмиссия. Кроме того, давать деньги Минфину напрямую ЦБ запрещает законодательство, поэтому сейчас для покупки гособлигаций приходится искать посредников, отмечает Юлия Цепляева из Merrill Lynch.2

Если  курсовая политика не изменится, то даже запланированный объем выпуска  гособлигаций будет сложно реализовать. В 2009 г. правительство привлекло по внутренним займам 429 млрд. руб., сейчас внутренний государственный долг, по данным Минфина, - 1,42 трлн. руб.

     Ранее объем заимствований не превышал и половины от запланированного лимита, отмечает Цепляева. Но в этом году, считает  она, инструмент может стать очень  популярным, если доходность достигнет 11%.

     Мировой экономический кризис не завершится в 2009 году. Согласно оценке Института глобализации и социальных движений (ИГСО), изложенной в докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» он может продлиться до 2013 года. Ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна. Она влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд. России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность

     Для Европейского Союза текущий кризис имеет две особенности. Первая связана  с изменением роли ЕС в международном  разделении труда и вытекающим отсюда риском ослабления его конкурентных позиций. Вторая проистекает из недавнего  расширения ЕС на восток. Теперь переходная экономика является неотъемлемой частью хозяйственного ландшафта ЕС. А она  реагирует на кризис (вне зависимости  от того, признается это официальным  Брюсселем или нет) иначе, чем  развитая рыночная экономика. То есть, данный кризис вызвал в ЕС асимметричный  шок. Исправление его последствий  требует нетривиальных политических решений и находится в основном вне зоны компетенции наднациональных  органов.

3.1. Экономическая и социальная политика ЕС.

     Поле  деятельности. Чтобы увидеть, где и каким образом Евросоюз может противодействовать кризису, предварительно следует понять, как устроена его современная экономическая политика. Фактически она представляет собой конгломерат направлений, которые возникали и развивались внутри интеграционного процесса в разное время и по разным поводам. Общий взгляд на эту конструкцию затруднен, поскольку требует специальных знаний истории и права ЕС. Не претендуя на высказывание истины в последней инстанции, попытаемся выделить ее основные операционные блоки.

     Во-первых, у Евросоюза имеется Единый внутренний рынок (ЕВР), внутри которого свободно передвигаются товары и услуги, а за пределами которого (то есть в отношениях с третьими странами) действуют общий для всех стран ЕС порядок. Функционирование обеспечивают политика конкуренции, внешнеторговая политика, а также, отчасти, промышленная и налоговая политика. Существенная роль здесь принадлежит праву ЕС и Суду ЕС. Во-вторых, ЕС располагает набором финансовых инструментов. Главный из них - бюджет ЕС, который ныне составляет около 1% от ВНП государств-членов. Его средства распределяют несколько целевых фондов, в том числе сельскохозяйственный, региональный, социальный, Фонд сплочения, Фонд солидарности. Европейский инвестиционный банк аккумулирует средства денежного рынка для финансирования проектов, представляющих интерес для всего ЕС. В-третьих, ЕС активно действует по нескольким отраслевым направлениям. Сюда можно отнести сельскохозяйственную, транспортную и энергетическую политику. В-четвертых, есть Экономический и валютный союз (ЭВС), состоящий из двух частей. Единую денежно- кредитную политику проводит Европейский центральный банк, а общую экономическую политику - Совет и Комиссия. Каждые три года они принимают Основные направления экономической политики ЕС, главный упор в которых делается на выполнение Маастрихтских критериев, а именно: соблюдение бюджетной дисциплины и поддержание низкой инфляции. Самостоятельной частью указанного документа является план действий в области занятости, на основании которого каждая страна принимает соответствующий национальный документ.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства