3.
Поддержка и стимулирование развития
малого и среднего бизнеса
путем:
- Создания
фонда развития малого и среднего бизнеса
для финансирования проектов с участием
малых и средних предприятий по организации
производства товаров народного потребления,
а также энергосберегающего оборудования.
Источником средств фонда является Государственный
бюджет.
- Малым и средним
предприятиям, которые принимают участие
в реализации проектов по организации
производства товаров народного потребления,
или энергосберегающего оборудования,
предоставляются налоговые каникулы путем
освобождения от налогообложения прибыли
в течение трех лет и применение уменьшенной
на 50% ставки соответствующего налога
в течение двух последующих лет.
- Расширения
применения субъектами малого и среднего
бизнеса упрощенной системы налогообложения
за счет увеличения предельной величины
выручки от реализации продукции.
4.
Государственная налоговая поддержка
роста производства в ведущих
отраслях экономики путем:
Уменьшения
налогового давления на отечественных
товаропроизводителей и налоговое
стимулирование предложения и спроса
за счет:
А)
Уменьшения ставки налога на прибыль
предприятий на 5%.
Б)
Уменьшения базовой ставки НДС на
2-5 %.
В)
Введения дифференцированной ставки НДС
на операции по поставке товаров первой
необходимости.
5.
Стабилизация ситуации и развитие
сельскохозяйственного сектора
экономики путем:
- Частичной
компенсации процентов по кредитам, предоставленным
сельскохозяйственным производителям
для закупки отечественной сельскохозяйственной
техники, минеральных удобрений и дизельного
топлива.
- Закупка Аграрным
фондом сельскохозяйственной продукции
у отечественных товаропроизводителей
по согласованным ценам с возможным последующим
обратным выкупом ее с учетом затрат на
хранение.
- Мотивация
и поддержка создания на базе крупных
и средних сельскохозяйственных предприятий
вертикально интегрированных холдингов
с участием предприятий пищевой промышленности.
- Мотивация
и поддержка создания кооперативов различного
типа с участием малых сельскохозяйственных
предприятий и фермерских хозяйств.
6.
Стабилизация ситуации и развитие отрасли
жилищного строительства и отрасли по
производству строительных материалов
путем:
- Создание
государственной ипотечной компании с
передачей ей недостроенного жилья со
степенью готовности 70%, которое было в
залоге коммерческих банков и выкуплено
государством.
- Завершение
строительства недостроенного жилья со
степенью готовности 70% за счет государственных
средств при условии использования отечественных
строительных материалов.
- Выдача коммерческими
банками населению льготных ипотечных
кредитов на приобретение жилья, реализуемого
через государственную ипотечную компанию.
1.3
Основные направления долгосрочного стабилизационного
периода
К
основным направлениям качественного
роста (долгосрочного, более 1 года, этапа)
относятся следующие:
1.
Повышение качества государственного
управления путем:
- Привлечения
на государственную службу профессионально
подготовленных и опытных специалистов
с постоянной их переподготовкой и повышением
квалификации.
- Разработки
четкой и последовательной модели государства
с едиными целями и ценностями и на этой
основе создания и реализации стратегии
социально-экономического развития, основанной
на научно-техническом и инновационном
развитии с учетом глобальных вызовов
мировой экономики.
- Построения
целостной и согласованной системы государственного
управления экономикой страны и ее научно-техническим
и социально-экономическим развитием.
2.
Разработка и внедрение Национальной
программы сохранения и развития
трудового потенциала страны, предусмотрев
в ней:
- Реформирование
отрасли здравоохранения;
- Реорганизацию
и качественное обновление системы среднее,
профессионально-технического и высшего
образования.
3.
Приоритетное развитие высокотехнологичного
сектора экономики и перехода
ее к новому технологическому
укладу путем:
А)
Внедрения целенаправленной государственной
политики стимулирования этого процесса
за счет:
- Отмены неэффективных
налоговых льгот инновационной направленности
и введение действенных стимулов по ускорению
создания инновационной продукции.
- Усовершенствования
специального режима налогообложения
технопарков. Б) Сохранения и развития
научно-технического потенциала за счет:
- Обеспечения
предусмотренного законодательством
уровня финансирования фундаментальных
и прикладных исследований в размере не
менее 1,7-2,0% ВВП.
- Стимулирования
расходов субъектов хозяйствования на
научные исследования, выполненные как
собственными силами, так и за счет привлечения
специализированных научных организаций
и учебных заведений путем применения
налогового кредита по ставке 50%.
- Введение
действенных стимулов реализации инвестиционных
проектов инновационной направленности
и ускорения создания инновационной продукции
инновационных предприятий и организациями.
Далее
необходимо отметить критерии оценки
эффективности антикризисной политики
государства.
Критериями
оценки эффективности выполнения программы
по преодолению системного кризиса
и дальнейшего ее предотвращения
выступают пороговые значения показателей,
характеризующих экономическую
безопасность страны, по соответствующим
направлениям экономической политики.
При их достижении и соблюдении есть
большая вероятность преодолеть
системный кризис в стране и в
дальнейшем ее предотвращать.
Для
обеспечения выполнения программы
целесообразно создание антикризисного
комитета.
Главными
функциями антикризисного комитета
являются: - Разработка комплексных
мер по преодолению и предотвращению кризиса;
-
Подготовка нормативных документов
по преодолению и предотвращению
кризиса;
-
Мониторинг положения в стране
по преодолению и предотвращению
кризиса и выполнению антикризисной
программы;
-
Координация работы ветвей власти
в стране по преодолению и
предотвращению кризиса.
Для
выполнения функции, которые возложены
на Антикризисный комитет, при нем
организуются комиссии по различным
направлениям:
- денежно-кредитном,
- банковском,
- социальном,
- бюджетном
и др.
В
общем смысле эффективность антикризисной
политики государства характеризуется
соотношением эффекта, т. е. степени
достижения целей смягчения, локализации
или позитивного использования
кризиса, и затраченных ресурсов.
На
эффективность антикризисной политики
государства влияют следующие факторы.
1.
Профессионализм антикризисной
политики государства и специальная
подготовка. Профессионализм формируется
в ходе специального обучения,
целенаправленного аккумулирования
опыта и развития искусства
антикризисной политики государства.
В
стране необходимо создание системы
обучения антикризисных управляющих,
которые способны находить выход
из кризиса с наименьшими потерями.
Антикризисная политика государства
должно стать необходимым элементом
любого управления: стратегического, креативного,
производственного, экологического, финансового
и пр.
2.
Искусство управления, данное природой
и приобретенное в процессе
специальной подготовки, следует
выделить особо в перечне факторов
эффективности антикризисной политики
государства. Поэтому для антикризисной
политики государства крайне
важен психологический анализ
в отборе специалистов, которые
способны чутко реагировать на
приближение кризиса и управлять
в экстремальных ситуациях.
3.
Методология разработки рискованных
решений. Такая методология должна
быть создана и освоена, потому
что она в значительной мере
определяет такие качества управленческих
решений, как своевременность,
полнота отражения проблемы, конкретность,
организационная значимость.
4.
Научный анализ обстановки, прогнозирование
тенденций. Видение будущего и
не субъективное, а основанное
на точном, научно обоснованном
анализе позволяет постоянно
осуществлять мониторинг приближающегося
кризиса.
5.
Важным фактором эффективности
антикризисной политики государства
является также корпоративность,
т. е. понимание и принятие
всеми работниками целей организации,
готовность самоотверженно работать
для их достижения, это особый
вид интеграции всех сотрудников,
развитие внутреннего патриотизма
и энтузиазма.
6.
Лидерство также входит в совокупность
факторов эффективного антикризисного
управления. Лидерство определяется
не только личностью менеджера,
но и сложившимся стилем работы,
структурой персонала управления,
авторитетом власти, уверенностью,
укрепившимся доверием к менеджеру.
7.
Оперативность и гибкость управления
заключаются в изменении управления
в соответствии с ситуациями,
адаптации управления к условиям
кризиса.
8.
Стратегия и качество антикризисных
программ. Во многих ситуациях
возможна потребность в изменении
стратегии управления и в разработке
специальных программ антикризисного
развития.
9.
Отдельным пунктом следует выделить
человеческий фактор. Здесь подразумевается
обязательное наличие антикризисной
команды – ближайших помощников
антикризисного менеджера, которые
могут пользоваться его особым
доверием.
10.
Система мониторинга кризисных
ситуаций является крайне важным
фактором эффективности антикризисного
управления. Это организованные
действия по непрерывному постоянному
определению вероятности и реальности
наступления кризиса для его
своевременного обнаружения и
распознавания.
Глава
2. Анализ финансовой
антикризисной политики
России
2.1.
Сущность, цели и задачи
антикризисной политики
правительства России
После
десяти лет непрерывного экономического
роста и повышения благосостояния
людей Россия столкнулась с серьезнейшими
экономическими вызовами. Глобальный
экономический кризис приводит во всех
странах мира к падению производства,
росту безработицы, снижению доходов населения.
Мировой
ВВП по прогнозам вырастет в 2011 году почти
на 4,4%,
У
воздействия глобального экономического
кризиса на Россию есть свои особенности,
связанные с накопленными деформациями
структуры экономики, недостаточной
развитостью ряда рыночных институтов,
включая финансовую систему.
Основная
проблема российской экономики - до сих
пор очень высокая зависимость
от экспорта природных ресурсов. В
последние годы государство сделало
многое в плане развития отраслей
перерабатывающей промышленности, услуг,
транспорта, но ключевую роль в экономике
все еще играет нефтегазовый экспорт,
экспорт иного сырья, металлов. В результате
кризиса практически на все товары российского
сырьевого экспорта снизились не только
цены, но и спрос.
Вторая
проблема - недостаточная конкурентоспособность
несырьевых секторов экономики. Когда
начались проблемы в сырьевых секторах,
не нашлось отраслей, способных «поддержать»
экономику. Более того, проблемы от сырьевых
отраслей начали распространяться на
смежные.
Результат
- значительное падение промышленного
производства, рост числа безработных,
снижение заработных плат и ряд других
негативных последствий. Особенно это
заметно в тех городах и
регионах, в которых находятся
крупные сырьевые предприятия, и
которые в условиях постоянного
роста цен на сырье были весьма
обеспеченными.
Третья
проблема - недостаточная развитость
финансового сектора, банков. Многие
российские предприятия, особенно быстро
развивавшиеся в последние годы,
выходившие на внешние рынки, не могли
рассчитывать на финансирование внутри
страны. Кредиты российской банковской
системы были дороже, сроки кредитования
- меньше. Компании вынуждены были занимать
за рубежом. В кризис зарубежные рынки
капитала стали для предприятий
недоступными.