Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5
1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10
1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15
1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18
Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22
2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22
2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26
Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31
3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31
3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение. 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

     3. Поддержка и стимулирование развития  малого и среднего бизнеса  путем:

  • Создания фонда развития малого и среднего бизнеса для финансирования проектов с участием малых и средних предприятий по организации производства товаров народного потребления, а также энергосберегающего оборудования. Источником средств фонда является Государственный бюджет.
  • Малым и средним предприятиям, которые принимают участие в реализации проектов по организации производства товаров народного потребления, или энергосберегающего оборудования, предоставляются налоговые каникулы путем освобождения от налогообложения прибыли в течение трех лет и применение уменьшенной на 50% ставки соответствующего налога в течение двух последующих лет.
  • Расширения применения субъектами малого и среднего бизнеса упрощенной системы налогообложения за счет увеличения предельной величины выручки от реализации продукции.

     4. Государственная налоговая поддержка  роста производства в ведущих  отраслях экономики путем:

     Уменьшения  налогового давления на отечественных  товаропроизводителей и налоговое  стимулирование предложения и спроса за счет:

     А) Уменьшения ставки налога на прибыль  предприятий на 5%.

     Б) Уменьшения базовой ставки НДС на 2-5 %.

     В) Введения дифференцированной ставки НДС на операции по поставке товаров первой необходимости.

     5. Стабилизация ситуации и развитие  сельскохозяйственного сектора  экономики путем:

  • Частичной компенсации процентов по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным производителям для закупки отечественной сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и дизельного топлива.
  • Закупка Аграрным фондом сельскохозяйственной продукции у отечественных товаропроизводителей по согласованным ценам с возможным последующим обратным выкупом ее с учетом затрат на хранение.
  • Мотивация и поддержка создания на базе крупных и средних сельскохозяйственных предприятий вертикально интегрированных холдингов с участием предприятий пищевой промышленности.
  • Мотивация и поддержка создания кооперативов различного типа с участием малых сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

     6. Стабилизация ситуации и развитие отрасли жилищного строительства и отрасли по производству строительных материалов путем:

  • Создание государственной ипотечной компании с передачей ей недостроенного жилья со степенью готовности 70%, которое было в залоге коммерческих банков и выкуплено государством.
  • Завершение строительства недостроенного жилья со степенью готовности 70% за счет государственных средств при условии использования отечественных строительных материалов.
  • Выдача коммерческими банками населению льготных ипотечных кредитов на приобретение жилья, реализуемого через государственную ипотечную компанию.

1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода

     К основным направлениям качественного  роста (долгосрочного, более 1 года, этапа) относятся следующие:

     1. Повышение качества государственного управления путем:

  • Привлечения на государственную службу профессионально подготовленных и опытных специалистов с постоянной их переподготовкой и повышением квалификации.
  • Разработки четкой и последовательной модели государства с едиными целями и ценностями и на этой основе создания и реализации стратегии социально-экономического развития, основанной на научно-техническом и инновационном развитии с учетом глобальных вызовов мировой экономики.
  • Построения целостной и согласованной системы государственного управления экономикой страны и ее научно-техническим и социально-экономическим развитием.

     2. Разработка и внедрение Национальной  программы сохранения и развития  трудового потенциала страны, предусмотрев  в ней:

  • Реформирование отрасли здравоохранения;
  • Реорганизацию и качественное обновление системы среднее, профессионально-технического и высшего образования.

     3. Приоритетное развитие высокотехнологичного  сектора экономики и перехода  ее к новому технологическому  укладу путем:

     А) Внедрения целенаправленной государственной  политики стимулирования этого процесса за счет:

  • Отмены неэффективных налоговых льгот инновационной направленности и введение действенных стимулов по ускорению создания инновационной продукции.
  • Усовершенствования специального режима налогообложения технопарков. Б) Сохранения и развития научно-технического потенциала за счет:
  • Обеспечения предусмотренного законодательством уровня финансирования фундаментальных и прикладных исследований в размере не менее 1,7-2,0% ВВП.
  • Стимулирования расходов субъектов хозяйствования на научные исследования, выполненные как собственными силами, так и за счет привлечения специализированных научных организаций и учебных заведений путем применения налогового кредита по ставке 50%.
  • Введение действенных стимулов реализации инвестиционных проектов инновационной направленности и ускорения создания инновационной продукции инновационных предприятий и организациями.

     Далее необходимо отметить критерии оценки эффективности антикризисной политики государства.

     Критериями  оценки эффективности выполнения программы  по преодолению системного кризиса  и дальнейшего ее предотвращения выступают пороговые значения показателей, характеризующих экономическую  безопасность страны, по соответствующим  направлениям экономической политики. При их достижении и соблюдении есть большая вероятность преодолеть системный кризис в стране и в  дальнейшем ее предотвращать.

     Для обеспечения выполнения программы  целесообразно создание антикризисного комитета.

     Главными  функциями антикризисного комитета являются:   - Разработка комплексных мер по преодолению и предотвращению кризиса;

     - Подготовка нормативных документов  по преодолению и предотвращению  кризиса;

     - Мониторинг положения в стране  по преодолению и предотвращению  кризиса и выполнению антикризисной  программы;

     - Координация работы ветвей власти  в стране по преодолению и  предотвращению кризиса.

     Для выполнения функции, которые возложены  на Антикризисный комитет, при нем  организуются комиссии по различным  направлениям:

  • денежно-кредитном,
  • банковском,
  • социальном,
  • бюджетном и др.

     В общем смысле эффективность антикризисной  политики государства характеризуется  соотношением эффекта, т. е. степени  достижения целей смягчения, локализации  или позитивного использования  кризиса, и затраченных ресурсов.

     На  эффективность антикризисной политики государства влияют следующие факторы.

     1. Профессионализм антикризисной  политики государства и специальная  подготовка. Профессионализм формируется  в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования  опыта и развития искусства  антикризисной политики государства.

     В стране необходимо создание системы  обучения антикризисных управляющих, которые способны находить выход  из кризиса с наименьшими потерями. Антикризисная политика государства  должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

     2. Искусство управления, данное природой  и приобретенное в процессе  специальной подготовки, следует  выделить особо в перечне факторов  эффективности антикризисной политики  государства. Поэтому для антикризисной  политики государства крайне  важен психологический анализ  в отборе специалистов, которые  способны чутко реагировать на  приближение кризиса и управлять  в экстремальных ситуациях.

     3. Методология разработки рискованных  решений. Такая методология должна  быть создана и освоена, потому  что она в значительной мере  определяет такие качества управленческих  решений, как своевременность,  полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

     4. Научный анализ обстановки, прогнозирование  тенденций. Видение будущего и  не субъективное, а основанное  на точном, научно обоснованном  анализе позволяет постоянно  осуществлять мониторинг приближающегося  кризиса.

     5. Важным фактором эффективности  антикризисной политики государства  является также корпоративность,  т. е. понимание и принятие  всеми работниками целей организации,  готовность самоотверженно работать  для их достижения, это особый  вид интеграции всех сотрудников,  развитие внутреннего патриотизма  и энтузиазма.

     6. Лидерство также входит в совокупность  факторов эффективного антикризисного  управления. Лидерство определяется  не только личностью менеджера,  но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.

     7. Оперативность и гибкость управления  заключаются в изменении управления  в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям  кризиса.

     8. Стратегия и качество антикризисных  программ. Во многих ситуациях  возможна потребность в изменении  стратегии управления и в разработке  специальных программ антикризисного  развития.

     9. Отдельным пунктом следует выделить  человеческий фактор. Здесь подразумевается  обязательное наличие антикризисной  команды – ближайших помощников  антикризисного менеджера, которые  могут пользоваться его особым  доверием.

     10. Система мониторинга кризисных  ситуаций является крайне важным  фактором эффективности антикризисного  управления. Это организованные  действия по непрерывному постоянному  определению вероятности и реальности  наступления кризиса для его  своевременного обнаружения и  распознавания.

Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России

2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России

     После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Мировой ВВП по прогнозам вырастет в 2011 году почти на 4,4%,

     У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной  развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

     Основная  проблема российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало  многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике  все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

     Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

     Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это  заметно в тех городах и  регионах, в которых находятся  крупные сырьевые предприятия, и  которые в условиях постоянного  роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

     Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли  рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки  капитала стали для предприятий  недоступными.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства