Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В. Григорьевым, А.Б. Кобяковым и М.Л. Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А. Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Антикризисная политика государства: этапы и направления 5
1.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода 10
1.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода 15
1.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода 18
Глава 2. Анализ финансовой антикризисной политики России 22
2.1. Сущность, цели и задачи антикризисной политики правительства России 22
2.2. Основные направления и меры преодоления кризиса в России, их эффективность 26
Глава 3. Опыт ЕС в борьбе с финансовым кризисом, их эффективность 31
3.1. Экономическая и социальная политика ЕС. 31
3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. 38
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение. 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

     В марте 2000 г. на сессии Европейского совета, проходившей в столице Португалии, была принята Лиссабонская стратегия  ЕС. Ее главной целью стало превращение  ЕС в течение 10 лет в «самую динамично  развивающуюся и конкурентоспособную  экономику в мире». Таким образом, Евросоюз попытался не только подвести под одну крышу основные элементы его экономической политики, но и  увязать их с вызовами глобализации. Согласно новой программе, экономка ЕС должна была основываться на знаниях  и принципах устойчивого развития, которые подразумевали достижение устойчивых темпов роста, создание большого числа новых рабочих мест и  обеспечение достойного уровня жизни  всем группам населения.

     Однако  скоро стало ясно, что Евросоюзу  не удастся выполнить поставленную задачу. Чтобы не допустить срыва Лиссабонской стратеги, в 2005 г. она была основательно реформирована. Теперь документ называется «Лиссабонская стратегия роста экономики и занятости». Главными ее целями являются: экономический рост и увеличение числа рабочих мест. В числе других целей названы: стимулирование НИОКР, повышение качества жизни, защита окружающей среды, а также обеспечение энергетической безопасности ЕС.

     Как видно из краткого обзора, у органов  Европейского Союза не так много  инструментов, при помощи которых  они могли бы противодействовать кризисным явлениям. Только в сфере  торговой политики ЕС обладает исключительными  полномочиями - именно ему, а не отдельным  государствам принадлежит право  устанавливать таможенные пошлины  и применять другие методы регулирования  торговых потоков. Однако сейчас использовать данный рычаг нельзя. Евросоюз решительно выступает против усиления протекционизма, как внутри группировки, так и в мире в целом. С началом кризиса эта позиция только усилилась. В области налоговой политики ЕС ведет борьбу с налоговым демпингом и занимается гармонизацией национальных систем взимания налогов. В целом же налоговая политика оставлена в компетенции национальных властей. Именно они в случае начала кризиса могут менять уровень налогообложения.

     Возможности использования бюджетных средств  Евросоюза также невелики. Действующая  в ЕС бюджетная программа на 2007 - 2013 гг. была согласована в результате длительных переговоров и является результатом сложного компромисса  между многочисленными заинтересованными  сторонами. Поэтому в ежегодных  бюджетах допускаются лишь косметические  поправки. Органы ЕС даже в условиях сильной депрессии не могут, например, урезать дотации сельскому хозяйству  и увеличить расходы на развитие высокотехнологичных производств. Зато они вправе провести авансовые  платежи, что и было сделано в 2009 г.

     В рамках отраслевой экономической политики (сельскохозяйственной, транспортной и энергетической) Евросоюз делит  компетенции с государствами-членами. Комиссия занимается вопросами стратегического  планирования, а Совет - разработкой  законодательных актов. Оба этих инструмента оказывают долгосрочное воздействие на рынок, а формы  их реализации во многом зависят от решений национальных властей. Кроме  того, данные отрасли не являются ключевыми  с точки зрения выхода из рецессии.

     Что касается экономической части ЭВС, то с началом кризиса ее сердцевина - борьба за оздоровление государственных  финансов - потеряла актуальность. Почти  все станы принялись спасать  отечественные банки и бизнес, а органы ЕС благоразумно закрыли  глаза на рост дефицитов государственных  бюджетов. Самой востребованной частью Общих направлений экономической  политики ЕС оказался план действий в  области занятости, именно борьбу с  безработицей Евросоюз объявил ключевым направлением своей антикризисной  программы.

     Принятые  меры и их последствия. В октябре 2008 г. кризис заявил о себе в странах ЕС с полной силой. 27 ноября 2008 г. Комиссия направила в Совет проект «Плана экономического восстановления ЕС» ("European Economic Recovery Plan"), который был утвержден в декабре. В документе говорилось, что сложившаяся ситуация является «настоящим испытанием для правительств и институтов» ЕС, и что государства-члены должны совместно противостоять рецессии. Вопреки сложившейся традиции, авторы оставили сухой бюрократический язык и наполнили текст эмоциональными призывами. Один из них звучал так: «Мы утонем или выплывем вместе». План базировался на двух опорах. Первая - стимулирование потребительского доверие и расширение спроса. Комиссия предложила, чтобы государства-члены и ЕС в экстренном порядке выделили на это 200 млрд. евро (1,5% ВВП). Вторая опора - усиление конкурентных позиций Евросоюза. Для этого была разработана стратегия «умных» инвестиций, включавшая инвестиции в повышение эффективности использования энергии и энергосбережение, развитие чистых технологий, а также в развитие исследовательской инфраструктуры с целью повысить эффективность НИОКР. Главными принципами плана назывались солидарность и социальная ответственность. В частности, речь шла о мерах, направленных на сохранение рабочих мест, о содействии занятости увольняемым работникам, снижении цен на энергию и предоставлении Интернет-услуг для социально незащищенных групп граждан.

     4 марта 2009 г. в преддверии весенней  сессии Европейского Совета Комиссия  приняла документ, озаглавленный  «Содействие экономическому восстановлению»  ("Driving Economic Recovery"). Если декабрьский план был нацелен на то, чтобы сбить темп рецессии и создать условия для оживления экономики, то теперь ставится задача усилить координацию действий между государствами-членами и добиться перехода к стадии подъема. Документ содержит широкую программу реформирования финансового сектора; он уточняет и корректирует методы, направленные на поддержание потребительского спроса, рост инвестиций и сохранение или создание новых рабочих мест. Кроме того, в нем сообщалось о проведении в мае 2009 г. саммита ЕС по проблемам занятости и о подготовке рекомендаций ЕС для апрельского саммита «Большой двадцатки» в Лондоне.

     Нетрудно  заметить, что декабрьский план лежал  в русле Лиссабонской стратегии  устойчивого развития и включал  широкий спектр мер долгосрочного  характера, включая повышение эффективности  НИОКР, снижение энергоемкости экономки и развитие чистых технологий. Мартовский план на этом фоне выглядит более практичным и сфокусированным. В этом, на наш  взгляд состоит основная коллизия нынешней антикризисной политики Евросоюза. С одной стороны, он стремится  решить задачу долговременного укрепления позиций группировки в мире, особенно на фоне интенсивного роста экономики  Китая, Индии и других новых индустриальных стран. С другой стороны, вследствие ограниченных компетенций и необходимости  продемонстрировать быстрый, социально  значимый результат своих действий, ЕС вынужден резко ограничивать круг приоритетов.

     Фактически  наибольшего успеха Евросоюзу удалось  добиться в части стабилизации финансовых рынков. Большинство государств-членов осуществили масштабные программы  помощи банковскому сектору, увеличили  государственные гарантии по вкладам, усилили надзор за банками и страховыми компаниями. Вклад органов ЕС состоял  во всесторонней оценке причин кризиса, разработке коллективных рекомендаций и новых стандартов. В феврале 2009 г. рабочая группа во главе с  бывшим управляющим директором МВФ  Жаком де Ларосьером представила Европейской комиссии доклад о развитии системы надзора за финансовыми учреждениями стран ЕС. Доклад содержит предложения о создании Европейского совета по системным рискам (ESRB), который будет осуществлять макроэкономический надзор за ситуацией на всех сегментах финансовых рынках с целью предотвратить повторение финансового кризиса. Также рекомендуется учредить Европейскую систему финансового надзора (ESFS), которая обеспечит координацию действий национальных надзорных органов и выработку новых стандартов в данной области. Евросоюзу удалось предотвратить банковскую панику и массовое банкротство банков. Однако условия кредитования населения и предприятий до сих пор остаются крайне неблагоприятными.

     С начала кризиса Евросоюз выделил  на поддержку реального сектора  и населения в общей сложности  около 400 млрд. евро, что эквивалентно 3,3% его совокупного ВВП. Львиная  доля этих средств была вложена национальными  властями. Финансовый вклад ЕС выглядит намного скромнее. Так, по линии региональной политики в 2009 г. решено провести авансовые  платежи в размере 6,26 млрд. евро из Фонда сплочения, Европейского фонда  регионального развития и Европейского социального фонда. В итоге общая  сумма годовых выплат по этой части  бюджетной программы ЕС возрастет  с 5,0 до 11,25 млрд. евро. Одновременно было отменено правило об обязательном софинансировании проектов национальными администрациями. В июне Европейский инвестиционный банк объявил о готовности увеличить годовые объемы кредитования проектов, проводимых в государствах ЕС и в странах-кандидатах, с обычных 45 млрд. евро до 60 млрд. евро.

     Нынешний  кризис может привести к некоторым  долговременным сдвигам в экономической  стратегии Европейского Союза. Во-первых, будет набирать силу процесс ревизии  Маастрихтских критериев, которые были приняты в 1992 г. в целях создания ЭВС и обеспечения стабильности евро. Как видно из Приложения 1, в 2009-2010 гг. средний по ЕС дефицит госбюджета составил от 6,0 до 7,3% ВВП, тогда как допустимый потолок равен 3%. В Латвии, Великобритании и Ирландии к концу 2009 г. дефицит составил 13 - 15% ВВП. Также был значительно превышен норматив государственного долга: 79,4% в 2010 г. против установленных 60% ВВП. Пакт стабильности и роста, призванный обеспечить соблюдение странами ЕС бюджетной дисциплины, уже был заметно ослаблен реформой 2005 г. После кризиса у его противников появятся новые аргументы. По всей вероятности, они будут настаивать на том, чтобы ЕС сместил приоритеты с контрольных функций на функции стимулирования экономического роста. Наблюдаемое сейчас нарушение традиционной связи между размером государственной задолженности и инфляцией позволит им утверждать, что ЭВС может нормально функционировать и без жесткого контроля над государственными расходами.

     Во-вторых, кризис создаст предпосылки для  нового пересмотра бюджетной политики ЕС. Обсуждение ныне действующей программы  на 2007 - 2013 гг. прошло в обстановке упорного противостояния аграрного лобби (во главе с Францией) и сторонников  технологической модернизации (во главе  с Великобританией). Согласование новой  бюджетной программы начнется уже  в 2011 году. Думается, что наиболее ответственные  представители европейских элит попытаются снова сократить дотации сельскому хозяйству и резко увеличить расходы ЕС на развитие «умных технологий», экономики знаний, улучшение предпринимательского климата и снижение издержек производства. Исход борьбы во многом определит позиция новых стран ЕС, особенно Польши. Если главным для них станет выбивание средств на нужды своих слаборазвитых регионов, то органы Евросоюза едва ли смогут возглавить движение за укрепление конкурентных позиций региона в мире.

3.2. Денежно-кредитная политика ЕЦБ.

     Разбалансировка рыночных механизмов особенно заметна  на денежном рынке, или рынке межбанковских  кредитов. Когда в сентябре 2008 года американские банки из-за внутренних неплатежей сократили объем текущих  кредитов европейским банкам- партнерам, в Европе разразился настоящий кризис ликвидности. Долларов остро не хватало для проведения ежедневных торговых и конверсионных сделок. В этой ситуации каждый коммерческий банк решил придержать наличные и перестал выдавать ссуды другим банкам-партнерам даже под высокий процент.

     Чтобы спасти рынок от коллапса, а платежеспособные банки - от разорения, национальные правительства  и Европейский центральный банк (ЕЦБ) пошли на беспрецедентные спасательные меры. Банковская паника была предотвращена, но денежный рынок практически встал. Крупные коммерческие банки, имевшие  достаточный запас наличных, кредитовали  только узкий круг привилегированных  партнеров. Подавляющему большинству  других европейских банков оставалось брать в долг у национальных центральных  банков, что делало такие операции менее удобными и более дорогими. С денежного рынка исчез самый  ходовой прежде товар - необеспеченные суточные ссуды. Базовые рыночные ставки (LIBOR, EURIBOR, EONIA), которые для операторов служат точкой отсчета стоимости кредитов, потеряли репрезентативность из- за резкого сокращения объема фактических сделок.

     Сложившееся положение было опасно еще и тем, что, рынок межбанковских кредитов служит тем передаточным звеном, через  который государственная денежно- кредитная политика воздействует на реальный сектор. Известно, что для  выведения экономики из рецессии, центральные банки обычно понижают ставку рефинансирования. Подразумевается, что финансовые посредники - коммерческие банки - тоже понизят ставки, по которым  они кредитуют друг друга и  своих клиентов. Но в ситуации, когда  рынок межбанковских кредитов бездействует или работает в пол силы (как сейчас в ЕС), исходящий от эмитента сигнал может не доходить до предприятий и населения.

     С начала кризиса банки стран ЕС объявили о потерях в размере 290 млрд. евро, которые в основном были покрыты за счет массированных  государственных вливаний. Под подозрение инвесторов попали не только «токсичные»  активы, но и финансовый сектор в  целом. Доверие к банкам было подорвано, поэтому в ЕС лишь единичные крупные  банки смогли привлечь новые вклады. В этих условиях большинство коммерческих банков сократили объемы кредитования и ужесточили требования к заемщикам. Несмотря на то, что ставка рефинансирования ЕЦБ понизилась с 4,25% в октябре до 1,0% в мае, стоимость кредитов для предприятий и населения изменилась не везде и довольно неравномерно. И все же весной и в первой половине лета 2009 г. ситуация на рынке кредитов была заметно лучше, чем осенью и зимой. Например, если в октябре - декабре спреды между трехмесячными ставками EURIBOR и суточными кредитами составляли 2,0 процентных пункта, то в январе они сузились до 1,25 а в мае - до 0,5 процентных пункта.

     Данный  кризис стал для ЕЦБ настоящим  испытанием на прочность. С полным основанием можно утверждать, что лавный банк зоны евро выдержал его и сумел  значительно укрепить свой авторитет, как внутри Евросоюза, так и на мировой арене. Для стабилизации обстановки ЕЦБ предпринял серию  активных действий, часть из которых  проводилась в тесной координации  с денежными властями США, Японии, Великобритании, Швейцарии и некоторых  других стран.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства