Анализ бюджетного финансирования Верхнеуфалейсского городского округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В связи с переходом российской экономики на рыночные отношения изменились условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения налогов и расходных полномочий по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА…………………...................................................................................
1.1 Экономическое содержание и назначение бюджета……………………………………………………………………………
1.2 Особенности формирования бюджета муниципального образования в части доходных источников ……
1.3 Методика формирования доходной части бюджета муниципального образования…………………………………………….......................................
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРХНЕУФАЛЕЙССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………………………………………………
2.1 Основные положения муниципального образования………………….
2.2 Социально-экономическая характеристика Верхнеуфалейсского городского округа…………………………………………………………………
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ВЕРХНЕУФАЛЕЙССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА………………………………………………………..............................
3.1 Анализ доходной части бюджета Верхнеуфалейского городского округа………………………………………………………………………………
3.2 Анализ тенденций наполнения бюджета территории…………...…….
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ВЕРХНЕУФАЛЕЙССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ……………………….
4.1 Рекомендации по укреплению доходной части местного бюджета ......................................................
4.2 Направления совершенствования межбюджетных отношений ………………………………………………………………………………………
4.3 Прогнозирование финансового состояния на очередной финансовый год…………………………………………………………………........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕА……………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 853.00 Кб (Скачать)

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на изменения приоритетов, порядок бюджетного процесса остается неизменным. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

 

1.2 Особенности формирования  бюджета муниципального  образования в части доходных  источников

 

Переход к среднесрочному бюджетному планированию является сегодня  одним из направлений бюджетной  реформы.

Применение среднесрочного бюджетного планирования обеспечивает предсказуемость, прозрачность и преемственность бюджетной политики, что создает возможности для использования бюджета не только как инструмента государственного регулирования экономических отношений и макроэкономических пропорций, но и инструмента воздействия на экономическое развитие страны и решение социальных задач.

 Среднесрочное бюджетное планирование является связующим звеном между проводимой бюджетной политикой и приоритетами социально-экономического развития страны, способствует повышению устойчивости бюджетной системы и обоснованности планируемых расходов бюджета.

  В рамках среднесрочного бюджетного планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения раннее одобренных основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий период, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели предстоящего года, а также корректировки или разработки проектировок на последующие годы планового периода. Бюджет на очередной финансовый год в этих условиях является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего финансового документа.

Вместе с тем извлечение положительного эффекта от применения среднесрочного бюджетного планирования в процессе управления бюджетными средствами требует четкого содержательного и правого оформления его организации.

Со сводным финансовым планированием тесно связано  бюджетное прогнозирование.

В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, то есть не более чем на год. Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования  – разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета  и на этой основе дать предложения по его укреплению.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции,  то есть составление перспективы  исходя из практики предшествующих  периодов.

2) Метод экспертных  оценок, то есть прогноз, строящийся  на базе оценок, сделанных и  обоснованных компетентными специалистами   в отдельных отраслях науки и народного хозяйства.

3) Балансовый метод  планирования означает, что план  производства продукта, отрасли, территории, экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями.

4) Индексный метод  состоит в корректировки будущих  показателей относительно отчетных  в зависимости от динамики  одного или нескольких факторов.

Итак, бюджет представляет собой роспись доходов и расходов. Соответственно для составления бюджета необходимо определить, какие доходы могут быть получены в рассматриваемом финансовом году и на какие расходы они могут быть направлены.

Доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений (ст. 41 БК).

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Существует понятие - собственные доходы бюджетов, перечень их определен Бюджетным кодексом Российской Федерации ст. 47 (рисунок 1).

 

Собственные доходы бюджетов



 

Налоговые доходы ,зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах  и сборах

 

Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ

 

Доходы, полученные бюджетами  в виде безвозмездных и безвозвратных  перечислений, за исключением субвенций  из Федерального и (или) регионального  фондов компенсаций


 

 

Виды налоговых  и  неналоговых доходов  и распределение по уровням бюджетной системы представлены в приложениях 1и 2 соответственно.

Бюджетным кодексом определено, что в собственные доходы включена финансовая помощь,  которая предоставляется  в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также предоставления бюджетных кредитов.

Одним из важных вопросов межбюджетных отношений является методика распределения дотаций из вышестоящего бюджета. Основной принцип методики - распределение дотаций, исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, сопоставления индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Чем он меньше, тем большую долю получит регион или муниципальное образование.

Таким образом, одним  из направлений бюджетной политики является среднесрочное планирование, которое позволит более эффективно управлять бюджетными средствами  и использовать их в рамках полномочий органов власти, определенных законодательствами.

В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» третий уровень бюджетной системы  – местные бюджеты, которые в свою очередь делится на два подуровня:

1) бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2) бюджеты городских  и сельских поселений.

 Переход к рыночной  экономике требовал создания  принципиально новой системы  управления, усиления ее территориальной  направленности. Это было обусловлено,  прежде всего, необходимостью  преодоления одного из основных противоречий современного этапа развития территориальной экономики – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации.

Местные бюджеты, средства которых являются основной финансовой базой деятельности территориальных органов управления, часто не могли обеспечить эффективное воздействие государственных органов власти на социально-экономические процессы, так как:

во-первых, местные бюджеты  дефицитны и это ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы;

во-вторых, конкретные формы  бюджетных отношений слабо взаимосвязаны  с материальными интересами участников воспроизводственного процесса.

Глубокие социально-экономические  и национально-территориальные преобразования, происходящие в последние годы в Российской Федерации, привели к существенному изменению понятия “местный бюджет”, сужению его рамок на практике до уровня бюджетных районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов. Такое ограничение обусловлено стремлением субъектов Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга) к реальному расширению самостоятельности. В этой связи назрела необходимость выработки нового подхода к определению роли и значения местных бюджетов. Остается не до конца исследованным ряд проблем в этой области. Например, требуют научного обоснования положения об экономических основах и границах налогового регулирования местными органами управления деятельности субъектов хозяйствования; о воздействии местных бюджетов на уровень удовлетворения социальных потребностей населения, проживающего на соответствующей территории; о бюджетном финансировании различных отраслей; о критериях предоставления бюджетных субвенций; пределах межбюджетного перераспределения средств  и так далее.

Необходимо отметить специфику местных бюджетов как  экономического метода управления, отличающую их от других, в том числе и  финансовых, методов. Она связана  с перераспределительным характером бюджетных отношений. Ни одна из других финансовых категорий  не участвует в таком многовидовом и многоуровневом перераспределении финансов, как местные бюджеты. Через их систему перераспределяются средства между отраслями народного хозяйства, территориями, производственной и непроизводственной сферами, различными слоями населения.

Использование местных  бюджетов в процессе территориального управления основывается на соответствующих  методах стимулирования и регулирования  интересов различного уровня. В процессе применения этих методов реализуются распределительные и перераспределительные отношения, связанные с созданием и расходованием денежных  доходов и накоплений, регулируются денежные потоки, проходящие через бюджетную систему. Характер и эффективность воздействия местных бюджетов зависят от того, насколько существующая система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям территорий, экономическим интересам государства, регионов, субъектов хозяйствования, отдельных граждан.

Под доходностью территории мы понимаем совокупность доходов, поступающих  по разным каналам и к разным субъектам, обусловленных спецификой местоположения, организации и устройства данного  конкретного района.

Концепция доходности является ядром аналитического описания ситуации в районе и призвана ответить на вопросы, какими источниками для развития обладает район, какова их структура и условия использования. Любая разработка программы развития выживания требует выявления целей и приоритетов, определения путей их достижения.

В концепции доходности территории учитывается совокупный эффект доходов - и людей, и хозяйствующих  субъектов, и бюджета. Взаимное погашение  доходов и затрат разных субъектов  не учитывается. Аналогом концепции доходности территории можно считать традиционный подсчет национального дохода, но привязанный не к национальному уровню, а к уровню района (города и так далее).

Доходы бюджета муниципального образования являются достоянием всего  сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи.

Также в рамках концепции  доходности можно выделить следующие  каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории.

Это прямые инвестиции в  производство и недвижимость, расположенную  на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Например:

Чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного  налога;

Чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости;

Чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для  реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

Доходность территории является интегральной характеристикой, все компоненты которой взаимодействуют между собой и составляют единое целое. Этот показатель позволяет увидеть, как, например, развал в одних сферах стимулирует подъем в других; какие компоненты доходности на данной территории представлены плохо и как их можно улучшить, а каких нет вовсе и не надо тратить усилия на их воссоздание.

Информация о работе Анализ бюджетного финансирования Верхнеуфалейсского городского округа