Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Оглавление

Введение. 3
Религиозный космизм (Н.Федоров, П.Флоренский). 4
Атеистический космизм (К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский, Л.Гумилев). 9
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

      В  результате своих изысканий  относительно  категорий пространства  и

времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

      1)  Пространство  и  время -  реальные  свойства  реальных  природных

объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как  они представлялись  в  философии  Канта  и  в  многочисленных  вариантах   этого представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для  обобщения природных  феноменов.  Так  же  как наследственность  имеет   носителей   в организмах  -  определённые  комплексы  биохимических  структур,  -  так   и пространство и  время  имеют  своих  носителей.  В качестве  примера  можно привести  необратимость  времени,  его   однонаправленность   (незаменимость прошлого  и  будущего)  и  дискретность  времени   (делимости   времени   на определённые   части).   Пространственные   характеристики   проявляются   в геометрических  построениях  (понятия симметрии и диссиметрии   природных  объектов).

      2) В физическом  мире  (мире  механического перемещения тел)  как в

макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и  огромных  скоростей,  причина  времени  не  содержится.  Т.е.   время   и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в  мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

      3)   Все   характеристики   времени-пространства   и   жизни   в    её

биогеохимическом   выражении   не   только   соотносятся,   но    и    самым

непосредственным образом совпадают.

      И  время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Не только клетка,  как  основная  часть  живого,  но  и орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом  всегда  новые и в каждый данный момент не похожи  на  себя прежних.  Биосфера  непрерывно изменяется.  Поэтому  необратимость  времени отражает  собой   этот   самый массовый природный процесс, к  которому  принадлежит  и  сам  действующий  и познающий реальность человек. Кроме времени жизни (биологическое время), по мнению Вернадского, других неких специфических времён нет.  Это категории языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на его фоне идут все остальные события космической истории человечества.  Однако чаще всего, в философии считают время и пространство объективными признаками всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение -  каких именно процессов - биологических. Объективность и реальность пространства- времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с   другими природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего Космоса.  Материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую.  Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение.  Вернадский вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу.  Существуют "...три раздельных пласта реальности... Эти три пласта, по-видимому, резко отличны по свойствам пространства-времени, они проникают друг друга, но определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений.  Эти   пласты: явления   космических просторов, явления планеты, нашей близкой нам   "природы"   и   явления микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план.  Научные явления жизни наблюдаются только в двух   последних   пластах   мировой реальности" [11]. Вернадский не утверждает, что мир устроен так-то и так-то, а утверждает: в науке на основе его законов лучше всего считать, что мир устроен так-то и так-то.  Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления   мироздания.

Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает в   наше   время   действительное  обоснование, переводится   в рациональный план.

      Космическая  философия К.Э.Циолковского -  является одним из столпов русского космизма.  Она ощутимо повлияла  на   современную   цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

      Взгляды  Циолковского о сущности философии навеяны эпохой  Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его  венец,  обобщение, наука  наук"  [12].  Все   предшествующие   философские   системы   казались Циолковскому "странными" и их терминология  ненужной,  говоря,  что "трудно связать  мою  философию  с  другими".  Однако,   в   космической   философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые  с "космической точки зрения".  Также  традиционны   были   и   представления Циолковского  о  структуре  философского  знания:  философия   "состоит   из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела  служат  подготовкою  для этики или научных основ нравственности. Иногда эту  подготовку  не  отделяют от этики. Так  отчасти  делаю и я".  Тем  не  менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом -  социологическим,  т.е.  построением схем "идеального строя жизни" [12].

      В  философско-мировоззренческой концепции Циолковского  можно  выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы:  "Научные основания  религии"  (1898г.),  наиболее фундаментальный  философский  труд Циолковского "Этика или естественные основы  нравственности"  (1902-1903гг., исправлено в  1914г.),  "Нирвана"  (1914г.). На  этом  этапе основным  был принцип, сформулированный  Циолковским   впоследствии   (1934г.):   "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под «существом» подразумевается не только человек. "Простейшее существо», согласно космической философии -"атом-дух". Совокупность "атомов-духов» образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», «причина» и  "воля"  которого  в  строгих   рамках   определяет поведение человека и других "существ" космоса.

      На  втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский  основное внимание уделяет

Другим проблемам, отличным от Космоса:

1)  изложению  "научного"  понимания библейских текстов;

2) проблемам общества  будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г.  И др.);

3) проблемам строения  и жизни человеческого тела  ("Человек.  Свойства человека",  1917г.).  Циолковский  подчёркивает  несовершенство   социальных отношений,   несправедливость   в   обществе   и   др.   Проблемы   космизма затрагиваются в  работах:  "Первопричина"  1918г.,  "Социология  (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

      На  третьем этапе (1923-1935 гг.)  Циолковский разрабатывает   так

называемый "активно-эволюционный" принцип космизма.  Его смысл состоит в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е.  от человечества  и  других  космических  цивилизаций,   их   преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и  брошюрах: "Живая Вселенная"  (1923г.),  "Монизм  Вселенной"  (1925-1931гг.),  "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия"  (1935г.)  и многих других.  Интересно,  что  "активно-эволюционный"  смысл  принципа   космизма сосуществует у Циолковского с более  традиционным  смыслом  этого  принципа:

"Судьба существа  зависит от судьбы Вселенной".  Всё  это  создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

      Важнейшими  принципами космической философии, которые  лежат  в основе метафизики  и  научной   картины   мира   Циолковского   являются   принципы атомистического  панпсихизма,  монизма,  бесконечности,  самоорганизации   и эволюции.

      Принцип  атомистического  панпсихизма напрямую  связан  с  пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только  материалист,  но и панпсихист, признающий чувствительность всей  Вселенной.  Это  свойство  я считаю неотделимым от материи". Все тела  Вселенной  "имеют одну  и ту  же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность,  начало, субстанция, атом  в  идеальном  смысле)",  что  очень  сходно  с  философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух») по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность  мира.  Она везде одинакова.  Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как  её  прежде  понимали,  нет.  Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее» [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической  субстанции,  лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

      Принцип  монизма  выражает  единство  субстанциональной основы  мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во  всей Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

     1) единство  материального и духовного начал  Вселенной;

     2) единство  живой  и неживой материи:  "материя едина,  так же  ее

        отзывчивость и чувствительность";

     3) единство  человека  и  Вселенной,  т.е.  его  участие  в космической

        эволюции, в противовес  христианским  представлениям  о бессмертии

        души;

     4) выводимость  этических норм из метафизики  космоса.

      Принцип  бесконечности распространялся  Циолковским и на мир как  целое, и на свойства пространства и времени,  и  на строение  элементарных  частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и  на  ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и  на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная,  по Циолковскому,  бесконечна  в  пространстве  и  времени  и  включает  в  себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных  островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о  возможности  сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время  и  теперь  она нашла своё развитие в квантовой космологии.

      Принципы  самоорганизации  и  эволюции  также  являются  ключевыми  для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё  живо",  т.е.  способно  к  бесконечной самоорганизации и   эволюции. Циолковский  был  не  согласен  с толкованием  космической   эволюции   как неуклонной деградации и его несогласие  нашло  своё  выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения  Вселенной в метафизике космической  философии  очень  близки  бесконечным  циклам   эволюции.   Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

     1) эволюция  как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются   бесчисленные    союзы    "атомов-духов",   образующих  космические структуры разных уровней;

     2) самоорганизация  как  возникновение  сложных (в том числе,  живых)

        структур из более простых;

     3)  эволюция  и  самоорганизация как "глобальный  эволюционизм"  (эти

        процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

       Идея первопричины (причины) космоса  как считал Циолковский "не  может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не  могу  лично обойтись  без первопричины, всемогущей и благостной к своему  созданию"  [13].  По  словам Циолковского всё, что для  нашего  ума  безначально  и бесконечно,  то  для первопричины конечно,  даже  нуль,  т.е.  для  неё  мир мог иметь начало. Всемогущая  и  нежно любящая своё  творение  первопричина  находится   вне Вселенной и может её  уничтожить  по  своей  воле.  Причина  "безмерно  выше космоса"  и  несоизмерима  со  своим  творением,  т.к.  создаёт  вещество  и энергию, что "космос сам  не  в  силах  делать".  Проникновение  в  свойства причины приводит к неожиданным  выводам  этического  значения,  которые  "не могут  не  иметь  благотворного  влияния  на поступки  человека  и   других сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны  и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

     1) "удовлетворение  любознательности и вытекающее  отсюда спокойствие";

     2) "смирение  перед причиной";

     3) "чувство  благодарности за не кончающееся  возрастающее счастье";

     4) "могущество  причины не принесёт нам зла  и в будущем".

      Основные  идеи космизма находят также  своё  отражение в рассуждениях Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено  Вселенной.  Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек  или  другое  высшее существо и его воля есть только  проявление  воли  Вселенной".  В  контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том,  что  смерти нет.  В  процессе  возникновения и распада союзов  "атомов-духов"  смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое  разрушение сольётся с  новым  совершенным  рождением... Разрушения  или  смерти  будут повторяться, бесчисленное множество раз,  но все эти разрушения  есть  не исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя  и нет",  жизнь   в   ритмах   эволюции   Вселенной   "непрерывна,   счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не  прекратится",  т.к.  во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени.  Такой  подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского  и  является очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода".  В  соответствии  с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина  эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать -  в  отношении  тела, ума, нравственности, познания и технического могущества.  Впереди  его  ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов  лет  "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется  одно  хорошее,  к чему

Информация о работе Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)