Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Оглавление

Введение. 3
Религиозный космизм (Н.Федоров, П.Флоренский). 4
Атеистический космизм (К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский, Л.Гумилев). 9
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества  по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

     1.  Эра  рождения,  в которую вступит человечество  через несколько

        десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

     2. Эра  становления. Эта эра будет  ознаменована расселением человечества

        по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

     3. Эра  расцвета человечества. Теперь трудно  предсказать её длительность

        - очевидно, сотни миллиардов лет.

     4. Эра  терминальная займёт десятки  миллиардов лет. Вовремя этой эры

        человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики

        в атоме, т.е. из корпускулярного вещества  превратиться  в лучевое.

        Что такое лучевая  эра  космоса -  мы  ничего  не  знаем и ничего

        предполагать не можем" [13].

      Современный   космизм   представляет   собой   программу   становления

человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться  как перспективный вариант осуществления такой программы.

     Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

      К.Э.Циолковский  оказал  огромное  влияние на  формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства  живого и  неживого,  человека  и  Космоса,  психического  и  физического   является основной для Чижевского и определяет направления его  научных  исследований. Выдвижение  смелых  гипотез с   последующей   их   эмпирической   проверкой становится  для  Чижевского  основным  методом  научного  познания  природы. Поражает объём исследований, выполненных Чижевским  в  1917-1924гг.  В  этот период он  выполняет  работы  по  экспериментальной  биофизике,  социологии, эволюционной  морфологии,  истории  науки,  литературоведению,   многие   из которых стали классическими. В своей  работе  «Основное  начало  мироздания».

Единство   природы Чижевский видит в едином природном  субстрате  -  электронном,  и в едином правящем миром принципе,  который  должен  обобщить многочисленные  частные законы.

      Единство  мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой "стихии"  -  таково  воззрение древнегреческих  философов  ионийской школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена  -  воздух,  у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический  апейрон  [1].  Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной  субатомной единице   вещества   -   электроне.    "Материальный    мир    есть    арена последовательных, а  потому  закономерных,  комбинаций,  единого  субстрата- электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий  нас  мир животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но  во  всём этом внешнем разнообразии мы находим единую для  всех  организмов  основу  - живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало  того,  что учит нас великому  единству  природы,  оно  учит  нас  верить  в  вечное  её существование, целесообразность и гармонию; ...  мы  имеем  единство  живого вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в  глубину  материи, мы познаём единое начало, единую основу всего сущего -  единство  материи - электрон" [14]. Необходимо отметить, что открытый в конце  XIX  в.  Электрон долгое время был единственной известной элементарной частицей. В  начале  XX в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким  было научное миропонимание у многих учёных в первой четверти  XX  в.,  таким  оно было и у Чижевского.  "Все  химические,  а также физические  явления ныне объясняются исключительно свойствами электронов:  свет,  теплота,  различные состояния материи:  газообразное,  жидкое,  твёрдое,  даже  электричество  и магнетизм - все они суть проявления одной и той  же  космической  энергии  - электромагнетизма и его элементарной  частички  -  электрона.  И  движущиеся вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными  растениями,  и  бурная реакция химических реактивов, и все до единого явления -  всё  это  продукты работы этого маленького электрона". "Нет сомнения, что и молекулярные  силы, и  силы  всемирного   тяготения   одного   единственного   электромагнитного происхождения,  -  одного   единственного,   так   как   и   сама   материя, организованная или неорганизованная, есть  проявление  этих  и  только  этих единых,  всеобщих,  космических  электромагнитных   сил"   [14].   Воззрения Чижевского на единый природный субстрат, во многом  провидческие,  но  и во многом ограниченные рамками физического  знания  того  времени,  между  тем, помогли ему достичь успехов в исследовании  биофизических,  биохимических  и других  процессов,  в  которых  существенную роль  играют  электромагнитные явления. Единство мироздания должно основываться, по мнению  Чижевского,  не только на едином природном субстрате,  но  и  на  едином  мировом  принципе.

Чижевский  считает,  что "механика  природы должна  покоиться на  едином, всеобъемлющем принципе"  -  принципе  всеобщего  кругообращения,  которому  подчинено  всё  окружающее  нас.  Т.е. Чижевский поднимает пифагорейскую идею кругооборота до уровня всеобщего мирового принципа.  "Очевидно, что вселенная или её отдельные части - звёздные миры -  подвержены  тому  же  космическому  принципу,  который  мы наблюдаем  в  царстве  органической  и  неорганической   материи.   Человек, животное и растение рождаются, живут и умирают ... То же самое  совершается и со звёздными системами: они созидаются, живут и погибают, чтобы вновь  ... создать новую систему или новый мир. ... Нам важно лишь установить факт той общности всех явлений в природе, каковая и приведёт нас в конце концов к признанию вечного круговорота вещей  -  этого  бессмертия  Космоса,   как Великого Целого" [14]. Чижевский вводит новую классификацию материальных тел, деля их на два класса  -  тела  естественные:  минералы,  растения, животные   и   тела   искусственные:   механические   смеси,   геологические образования, предметы творчества мира живых существ.

      Естественные  тела ("три царства природы  -  мир минералов,  растений,

животных")   "возникают   естественным   путём,    получают    свою    форму

непосредственно  от  природы".  Они  обладают  вполне  определённой  формой, которую при их "рождении" можно предсказать.

      Искусственные  тела  (дом,  соты,  гнездо,   горы...)   образуются   в

результате некоторого творческого акта тел естественных  -  "живых  существ или механических  сил  природы".  Их  форма  различна  и  определяется  этим творческим актом, её нельзя предсказать заранее.

      Чижевский  указывает на значение мировоззрения  - монизма,  которого  он придерживался.  По  его   мнению,   "вскоре  должны   будут   отпасть   все метафизические школы,  и  ненаучный  дуализм должен  будет уступить  место научному монизму" [14].

      Труды  Чижевского не пропали даром,  и по сей  день  мы  используем  его

знания на благо общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.
  2. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос,  "Человек  и  природа",  1989,№9.
  3. Флоренский П.А. Из  богословского  наследия,  "Богословские  труды",  М.,1977, Вып.17.
  4. Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.
  5. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв  В.С.  Сочинения:  В  2т., М., Т. 2, 1989.
  6. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
  7. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе, Тула, 1986.
  8. Умов Н.А. Собрание сочинений Т3, М., 1916.
  9. Фёдоров Н.Ф. Сочинения, М., 1982.
  10. Холодный Н.Г. Избранные труды, Киев, 1982.
  11. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.
  12. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности.
  13. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992.
  14. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания.
  15. Шипунов Ф.Я. Биосферная этика, "Экологическая альтернатива", М., 1990.
  16. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь, М., 1976.
  17. Вернадский В.И. Живое вещество, М., 1978.
  18. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе, Тула, 1986.
  19. Ягодинский В.Н., Александр Леонидович Чижевский, М.: Наука, 1987.
  20. Манеев А.К. Философский анализ антиномий науки, Минск, 1974.
  21. Бондаренко А.Д. Современная технология: Теория и практика, Киев, 1985.

 


Информация о работе Русская философия ХIХ-ХХ вв. (русский космизм)