Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:46, реферат
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергал точку зрения врожденных идей. Он полагал, что все знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными они были бы известны одинаково, как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному.
Проблема
познания в философии
Локка
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергал точку зрения врожденных идей. Он полагал, что все знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными они были бы известны одинаково, как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении. Ощущение получается в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же - есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Но Локк допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая опыта, что рефлексия, помимо внешнего опыта, порождает существования времени, числа. Но Локк признавал в разуме наличие некоторых задатков, или предрасположенности к той или иной деятельности.
Развивая
идеи Гоббса о связи языка и
мышления, Локк выдвинул понятие семиотики,
как общей теории знаков и их роли
в познании. Значение философии Локка
еще и в том, что он наметил
диалектику врожденного и социального,
чем во многом определил развитие педагогики
и психологии.
Основы
философского учения
Дж. Локка
Целостная
философская концепция Локка
включала в себя главные разделы,
из которых в новое время, в
частности в XVII в., обычно составлялась
разработанная по более или менее
единому плану философия. В нее входили:
философское учение о мире, о человеке,
теория познания, концепция общества (философия
политики, государства, религии). Эти части
философии Локк, как и его предшественники,
мыслил зависимыми друг от друга и как
бы выстроенными вокруг коренных проблем,
от решения которых зависит построение
здания философского и, шире, научного
знания и познания. С Проблемам философии
природы, философии естествознания Локк
придавал весьма важное значение. Он обсуждал
их в переписке с Р. Бойлем, И. Ньютоном,
в ряде своих произведений. Однако размышления
на эту тему (например, в сочинении «Элементы
натуральной философии», 1698) сравнительно
немногочисленны и не обнаруживают характерных
для этого мыслителя яркости и оригинальности.
Человек, его познание, общество — вот
те главные проблемы, в осмысление которых
Дж. Локк вносит оригинальный вклад, сопоставимый
с достижениями других его великих современников.
«Опыт
о человеческом разумении».
Понимание разума
Локк
принимает давний тезис философии,
согласно которому одним из главных определений
человеческой сущности следует считать
то, что человек наделен разумом. Отсюда
он делает вывод, принципиальный для всего
построения его философии: прежде чем
заняться любыми философскими и научными
исследованиями, касающимися мира и человека,
необходимо "изучить свои собственные
способности и посмотреть, какими предметами
наш разум способен заниматься, а какими
нет". Это, кстати, объясняет и центральное
значение посвященного такому исследованию
«Опыта о человеческом разумении» по отношению
к другим философским произведениям Локка.
Правда, «Опыт...» в относительно завершенной
первой версии и в следовавших за нею уточненных
и дополненных втором, третьем и четвертом
изданиях публиковался относительно поздно,
в 80-90-е годы. Однако это было сочинение,
идеи которого, по существу, вынашивались,
разрабатывались Локком всю жизнь: "Оно
писалось, — свидетельствует сам мыслитель,
— несвязными отрывками, снова возобновлялось
после долгих промежутков забвения...".
Почему
среди сил и способностей человека
Локк на первое место выдвигает именно
разум? На этот вопрос философ отвечает
четко и подробно, например, в
первой главе книги I «Опыта...» "Разум
ставит человека выше остальных чувствующих
существ и дает ему то превосходство
и господство, которое он имеет над ними".
Чеканная формула содержится в написанной
в качестве дополнения к «Опыту...» работе
конца XVII в. «Об управлении разумом» («On
the Conduct of the Understanding»), изданной уже после
смерти Локка: "Последняя инстанция,
к которой человек прибегает, определяя
свое поведение, есть его разум, ибо хотя
мы различаем способности души и признаем
верховенство за волей как действующим
началом, однако истина и в том, что человек
как деятельное существо решается на то
или иное волевое действие, основываясь
на каком-либо предварительном знании,
имеющемся в разуме, или на его видимости.
Ни один человек не принимается за что
бы то ни было, не опираясь на то или иное
мнение, которое служит для него мотивом
действия; какими бы способностями он
ни пользовался, им постоянно руководит
разум, хорошо или плохо осведомленный,
проливая свет, которым он обладает; этим
светом, истинным или ложным, управляются
все деятельные силы человека".
Понимание
"света разума" как главной,
сущностной способности человека и основания
его деятельности роднит Локка с другими
выдающимися мыслителями XVII-XIX вв. Пример
Локка также подтверждает право говорить
о рационализме как отличительной черте
философии нового времени, употребляя
это понятие в достаточно широком смысле.
В таком подходе к разуму Локк солидарен
с Декартом и Спинозой. Локк, однако, не
склонен к чрезмерному восхвалению разума;
он не считает возможности разума безграничными.
Разум не способен помочь людям избавиться
от заблуждений и найти все истины. Напротив,
он часто ставит ложь на место истины Впрочем,
как мы видели, такое мнение разделяют
многие авторы XVII в. Локка можно объединить
с теми философами нового времени, которые
энергично прочерчивали приведшую затем
к Канту линию критического исследования
разума, его ошибок, заблуждений и предрассудков,
которые выдвинули на первый план задачи
управления разумом и его терпеливого
методического усовершенствования. Но
не преувеличивая возможностей разумной
(Способности и разумного познания, Локк
считает их правомочными в деле обеспечения
главных жизненных интересов человека.
В этом Локк также един с Бэконом, Декартом,
Спинозой, Гоббсом. Однако при более конкретной
расшифровке понятия "разум" (reason)
и путей его исследования Локк не только
не солидаризуется с Декартом, но решительно
выступает против некоторых центральных
принципов картезианского учения о разуме,
знании, познании, мышлении, идеях. Главный
удар направляется против учения о врожденных
идеях (так называемого иннативизма), ведущего
свое происхождение от античного и средневекового
платонизма, в XVII в. обновленного Декартом
и так называемыми кембриджскими платониками.
Опровержение
теории врожденных идей, с которого
Локк начинает свой «Опыт...», необходимо
ему в силу как теоретических,
так и практических оснований. Этой теории
Локк приписывает (во многом несправедливо)
такое понимание человека как пассивного
несвободного существа, которому он и
противопоставляет свои главные принципы
и идеалы. Их суть заключается в отстаивании
свободы, достоинства, самостоятельности,
а в определенной степени и активности
человека Далее мы увидим, что в защите
этих принципов Локк не избежал противоречий
и ограниченностей. Каковы же исходные
принципы Локковой концепции разумного
человека и человеческого разума?
Разум
(reason), расшифровываемый Локком в первую
очередь как способность
Моральные
и религиозные принципы человек
должен формировать сам, в собственном
опыте, а не получать "извне", в
качестве готовых и неизменных догматов
(здесь — основа Локковой теории
нравственности и воспитания). Человек
свободный доверяет самому себе, движется
как бы "от нуля" знаний и возможностей,
от знания и сознания, похожего на "чистую
доску" (tabula rasa), на которую опыт наносит
свои знаки и письмена. "Опыт о человеческом
разумении" нацелен Локком прежде всего
на то, чтобы исследовать пути, какими
идеи, знания, принципы приходят в человеческую
душу, изначально совершенно лишенную
их. Локк с самого начала оговаривает,
что его исследование не имеет ничего
общего с естественнонаучным, например,
физиологическим исследованием происхождения
знаний. Речь идет о теории познания, концентрирующей
внимание на опытном происхождении (генезисе)
и формировании идей и принципов.
В само
основание философии Локка
Локк, однако,
понимает, что такое "предположенное"
нулевое состояние разума, сознания можно
реально соотносить разве что с самыми
ранними стадиями развития ребенка, к
которым мыслитель часто и охотно обращается.
(Впрочем, и относительно справедливости
оценки этих стадий детского опыта как
"чистой доски" критики Локка высказывают
обоснованные сомнения.) Поэтому действительной
исходной точкой философского анализа
у Локка становится вполне доступный самонаблюдению
разум — как ум (mind) отдельного человека,
уже располагающий множеством идей, точнее,
как живой процесс деятельности разума
(reasoning), понимания (understanding), мышления (thought).
Он состоит^ в формировании, осмыслении,
компановке и перекомпановке идей, в построении
и использовании суждений, в интуитивном
схватывании каких-либо содержаний и в
доказывании, аргументировании, защите
или опровержении каких-либо мыслей. "Так
как каждый человек осознает, — пишет
Локк, — что он мыслит и что то, чем занят
ум во время мышления — это идеи, находящиеся
в уме, то несомненно, что люди имеют в
своем уме различные идеи, как, например
такие, которые выражаются словами: "белизна",
"твердость", "сладость", "мышление",
"движение", "человек", "слон",
"войско", "опьянение" и др. [Прежде
всего, стало быть, надо исследовать, как
человек приходит к идеям".
«Опыт
о человеческом разумении».
Простые и сложные идеи.
Учение о языке
Перед
нами — "идея", важнейшее понятие
Локковой философии. Слово-то это давнее,
но Локк придает ему особое значение,
существенно отличное от толкования
идей в предшествующей, последующей
и современной ему философии. "Все, что
ум воспринимает в себя и что есть непосредственный
объект восприятия, мышления или понимания,
я называю "идеею"; силу, вызывающую
в нашем уме какую-нибудь идею, я называю
качеством предмета, которому эта сила
присуща. Так, снежный ком способен порождать
в нас идеи белого, холодного и круглого.
Потому силы, вызывающие эти идеи в нас,
поскольку они находятся в снежном коме,
я называю качествами, а поскольку они
суть ощущения, или восприятия в процессах
нашего разумения (understanding), я называю их
идеями". Итак, "идеи", как их понимает
Локк, находятся не где-то в потустороннем
мире, как полагал Платон, и не в некоем
абсолютном духе, как станет впоследствии
думать Гегель. Их "место" — только
в человеческом уме. Их источник — ощущения
и рефлексия, выделяющие идеи как своего
рода элементы разума. Правда, идеи приводятся
в соответствие с "силами", "качествами",
существующими в самих вещах.
Группировка
идей соответственно "качествам"
— первый шаг их более конкретного
анализа у Локка. Шаг этот в значительной
степени традиционен: Локк отправляется
от идущего еще от Аристотеля и весьма
популярного в науке и философии XVII в.
разделения "качеств" тел на первичные
и вторичные. Следуя прочной традиции,
примыкая к Галилею, Декарту, Гоббсу, Бойлю,
другим современным ему учениям, Локк
именует первичными качествами величину,
фигуру (форму), количество, протяжение,
движение, добавляя еще и длительность,
размеры, структуру частиц и их сцепление.
Одним словом, все то, что тогдашняя математизированная
физика; считала определяющими свойствами
или качествами тела, зачислялось мыслителями
XVII в. в разряд первичных качеств. Но Декарту,
как мы видели ранее, было важно подчеркнуть,
что эти "качества", которые наука
относит к самим телам, в то же время имеют
"интеллектуальную природу" и в реальных
телах непосредственно, телесно не наличествуют.
Локк же, в противовес картезианству, настаивал
на том, что (первичные качества, как их
представляют наука и философия, неотделимы
от тел. Правда, в том, что касается [вторичных
качеств, — а ими считались цвет, звук,
запах, вкус, тепло, боль и т.д., — Локк присоединялся
к сложившейся интерпретации: они относятся
скорее к познающему человеку и определяются
его ощущениями (хотя в конечном счете
вторичные качества и связаны с качествами
первичными, т.е. "телесными"). Если
обратиться к локковскому примеру со снежным
комом, то к первичным качествам, якобы
неотделимым от самого тела, можно причислить
круглую форму, размеры, тогда как белизну,
холод надо будет отнести к качествам
вторичным. У Локка возврат к традиционному
различению первичных и вторичных качеств
выполняет важные функции философско-гносеологического
объяснения: здесь находят свое продолжение
линии материализма и сенсуализма. С помощью
первичных качеств, точнее, их особого
толкования, Локк стремится возвести идеи
к самим чувственным вещам и чувственному
познанию, к ощущениям и восприятиям.О
первом источнике идей Локк пишет так:
"Наши чувства, будучи обращены к отдельным
чувственно воспринимаемым предметам,
доставляют уму разные, отличные друг
от друга восприятия вещей в соответствии
с разными путями, которыми эти предметы
действуют на них. Таким образом мы получаем
идеи желтого, белого, горячего, холодного,
мягкого, твердого, горького и сладкого
и все те идеи, которые мы называем чувственными
качествами. Когда я говорю, что чувства
доставляют их уму, я хочу сказать, что
от внешних предметов они доставляют уму
то, что вызывает в нем эти восприятия.
Этот богатый источник большинства наших
идей, зависящих всецело от наших чувств
и через них входящих в разум, я и называю
ощущением". Так устанавливается, согласно
Локку, неразрывная связь между ощущениями,
восприятиями и большинством наших идей,
которые достаются человеку без больших
усилий с его стороны. Разум здесь пассивен,
настаивает Локк. Процесс обретения некоторых
фундаментальных для жизни идей становится
в изображении Локка тождественным процессам
ощущения, восприятия: "душа и ее идеи,
как тело и его протяженность, начинают
существовать в одно и то же время".
Для материалиста и сенсуалиста Локка
очень важно, что такие идеи "сообразны
действительности вещей" и потому как
бы автоматически наделены истиной. Они
"реальны", потому что соотнесены
с качествами самих вещей, "действующих
на ум естественным путем" и "адекватны",
потому что разум, к счастью, ничего не
привносит в верное отображение чувственными
идеями самих вещей. Эти идеи наделены
поистине могущественной силой: их большинство,
и они сразу, что называется "скопом",
даны человеческому уму, человеческой
душе, обеспечивая ей прочную связь и даже
родство с миром вещей природы. Критики
Локка сразу подметили здесь непоследовательность:
а как же быть с символом ума как "чистой
доски", если ум человека (с неповрежденными
органами чувств) уже как бы автоматически
"наполнен" идеями? Чтобы спасти символ
tabula rasa, Локк утверждает: душа мыслит не
всегда и не всегда осознает себя мыслящей.
Новорожденный ребенок, человек в глубоком
сне — примеры таких "утрат души",
"чистых" состояний ума без мысли
и восприятия, а стало быть, без идей.