Философия познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить специфика философского познания.;
рассмотреть: смысл понятий: субъект и объект, истины ;формы истины;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……………....3
1.Специфика философского познания. Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельные подходы к познанию……………4
2. Истина и заблуждение. Понятие истины. Аспекты истины. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение…………………………………………………11
3.Критерии истины. Истина и ценность………………………………………..……19
Список использованной литературы…………………………………………………25

Файлы: 1 файл

философия .docx

— 61.63 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……………....3

1.Специфика  философского познания. Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельные подходы к познанию……………4

2. Истина и заблуждение. Понятие истины. Аспекты истины. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение…………………………………………………11

3.Критерии истины. Истина и ценность………………………………………..……19

Список  использованной литературы…………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Проблема  познания является одной из важнейших  в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы  философские потому, что заданы в  общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно  встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа  познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.      

Термин "гносеология" происходит от греческих  слов "gnosis" - знание и "logos" - учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука"). Но каких-то особо глубоких причин для терминологических изменений в отношении понятий "гносеология" и "эпистемология" не существует.       

Актуальность  данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.      

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской  мысли.      

В связи  с поставленной целью можно формулировать  следующие задачи исследования:    

определить  специфика философского познания.;  

  рассмотреть: смысл понятий: субъект и объект, истины ;формы истины;

   выявить особенности: философской проблемы истины и ее критериев; активно-    деятельные подходы к познанию.

1.Специфика  философского познания. Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельные подходы к познанию.

Специфика философского познания.   . 
Теория познания (или гносеология, философия познания) — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. 
Познание представляет собой специфический вид духовной и практически преобразующей деятельности человека, состоящий в получении, накоплении и передаче из поколения в поколение знаний как о свойствах, состояниях, тенденциях и закономерностях развития окружающего человека мира, так и об особенностях бытия самого человека в этом мире.        . 
Путь познания,  органично вписанного в контекст культурно-исторического процесса, в эволюцию человеческого мышления, – это сложный, противоречивый путь взлетов и падений, побед и сокрушительных поражений. Мысль человека в своем стремлении раздвинуть границы познания и овладеть самыми сокровенными тайнами мира и собственной, столь загадочной, неведомой душой – ненасытна. Ей, единственной, дано не только знание о знании, но и знание о незнании. 
Познание, рассматриваемое как отражение и как конструирование действительности,  характеризуется многообразием своих форм.  Наряду с научным,  можно выделить обыденное, религиозное, мистическое и другие формы донаучного и вненаучного познания. Каждая из названных форм познания различается не только предметом, методами и формами его исследования, но и особенностями языковой структуры.  
Так, например, научное познание, в отличие от обыденного, характеризуется следующими особенностями: 
– во-первых,  если обыденное познание формируется стихийно,  под влиянием непосредственного, жизненного опыта людей, то научное познание является результатом их сознательной, целенаправленной деятельности; 
– во-вторых,  обыденное познание раскрывает преимущественно явления, т. е. внешние стороны, свойства вещей, лежащие на поверхности и доступные непосредственному, чувственному восприятию. На уровне научного познания осуществляется проникновение в сущность вещей,  раскрывается их внутренняя,  лежащая за пределами непосредственной чувственности природа; 
– в-третьих,  обыденное познание дает возможность раскрыть лишь отдельные, преимущественно внешние стороны,  связи и отношения между предметами и их свойствами.   
Причины многих сложных изменений,  трансформаций в исследуемом объекте остаются недоступными для обыденного познания. Научное познание способно раскрыть сложные причинно-следственные, генетические,  структурные, функциональные и другие связи и отношения между изучаемыми объектами и их свойствами. Научное познание характеризуется специфической системой форм и методов, среди которых в настоящее время особую значимость приобретают идеализация, формализация, моделирование и др. 
Особенностью научного познания является также использование в процессе научного исследования искусственного языка в форме понятий,  символов, графических построений, обеспечивающих информационную насыщенность научного исследования. Особый интерес представляет художественное познание, осуществляемое в форме художественного образа. В собственном смысле слова художественный образ определяется как иносказательная, аллегорическая мысль, выражающая одно явление через другое. 
В научных исследованиях всесторонне раскрываются истоки фашизма,  его суть, многообразие уже состоявшихся и возможных, порой самых неожиданных и непредвидимых его обличий, анализируются социальные последствия фашизации, несущей в себе реальную угрозу всем достижениям человеческой культуры и цивилизации. При этом выстраивается четкая система аргументации, разрабатывается категориальный ряд, выдвигаются различные теоретические концепции. Весь ход рассуждений облекается в форму абстрактного мышления. Важнейшей же особенностью художественного образа,  составляющего основу художественного познания,  является его конкретность и чувственно-наглядная достоверность.  
Кроме того, если научный познавательный образ может быть воспроизведен дважды (в качестве примера может, в частности, служить хорошо известный факт переоткрытия спустя тридцать два года генетических закономерностей, не получивших во времена своего первооткрывателя Менделя должного признания), то художественный образ уникален и неповторим. Его нельзя воссоздать, воспроизвести дважды: хороший или плохой, удачный или неудачный – при всех условиях он – уникальный, единственный, исключительный в своем роде. 
И язык науки, и язык искусства – это язык символов. Но символы научного языка –разновидность знаков,  посредством которых актуализируются различные мыслительные конструкции. Само возникновение научной символики есть результат договоренностей,  соглашений между учеными.  А понимание смысла научных символов требует определенных знаний и профессиональной ориентации. Символы же, используемые в процессе художественного познания, выражают собой ассоциативный ряд человеческих чувств, эмоций, переживаний. Безусловно, чувства и переживания неотделимы от мышления,  но это мышление особого рода. Оно не абстрактное, а конкретное, определяемое как «мышление в образах».

Наш анализ форм познания был бы неполным без выяснения специфики религиозного познания,  основной идеей которого является идея Бога. А важнейшим  символом,  посредством которого эта идея реализуется, является символ веры. Отсюда основной вопрос религиозного познания – вопрос о соотношении веры и знания. И религиозная вера, и знание направлены на поиски и утверждение истины. Вся история религиозных учений, а соответственно и вся история религиозной философии и теологии, пронизана пафосом самой острой,  самой бескомпромиссной полемики по вопросу о приоритетах и познавательной ценности религиозной веры в ее соотношении с приоритетами и ценностями знания. 
К вненаучным формам познания относится также мистическое познание. Мистика –от греческого mysticas, что значит «таинственный».  Мистические элементы в большей или меньшей степени присущи всем без исключения и мировым, и сектантским религиям. Более того, они лежат в основе всех первобытных политеистических религий, являются их питательной почвой. Вместе с тем мистика имеет и свой собственный,  отличный от религии,  смысл.  Их различие русский религиозный философ Н. Бердяев видит прежде всего в том, что если религия представляет собой экзотерическое знание (направленное во вне, доступное непосвященным), то мистика есть знание эзотерическое. Направленное внутрь,  оно выражает самые сокровенные тайны,  доступные только посвященным,  способным достичь высот мистического экстаза и слиться с Божеством, воплощающем в себе всю полноту и совершенство мира. В противовес объективированности религии, мистика предельно субъективирована,  обращена к внутреннему состоянию человеческой души, испытывающей священный трепет перед сокровенными тайнами бытия. 
Есть и еще одно важное различие между мистическим и религиозным познанием. Религия,  как известно,  четко разграничивает естественный и сверхъестественный мир. Мистика же не приемлет подобного разграничения, поскольку все, в том числе и реальность, растворяясь в Духе, Высшем Божестве, полностью поглощается им. Мистика не только пронизывает собой религию, но и стремится проникнуть в сферу науки.  Речь идет прежде всего об оккультном познании и так называемых оккультных науках (от лат. occultus – тайный, сокровенный), направленных на исследование и персонификацию скрытых природных сил, их познание с помощью откровения свыше. Разновидностью оккультизма является парапсихология,  объектом исследования которой становятся явления, выходящие за пределы повседневного жизненного опыта и имеющихся в распоряжении человека средств познания.  К таким явлениям,  получившим название пси-феноменов, относятся ясновидение, телепатия, психокинез и другие сферы вненаучного парапсихологического знаниям.

Смысл понятий: субъект  и объект.     . 
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.               . 
Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек - это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.             . 
Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.            . 
Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Созерцательный (Локк) и активно-деятельные подходы к познанию.

Одним из самых выдающихся философов Нового времени был Джон Локк (1632-1704) «Вопрос  о подлинной сущности системы  философских взглядов Локка и  месте в этой системе его основных идей и принципов - это в определенной мере вопрос о предпосылках научной  философии - диалектического материализма», - пишет Г.А.Зинченко, один из исследователей творчества Локка. 
Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет и опубликовал в 1790г., а также многие другие работы сыграли большую роль в становлении материалистического эмпиризма. Исходным пунктом гносеологии Локка было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. В антитезе рационализму Декарта и Лейбница Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Тезис об опытном происхождении разума, выдвинутый ещё Демокритом и Эпикуром, ставший центральным пунктом в гносеологических разработках Бэкона и Гоббса, получает фундаментальное обоснование только в творчестве Д.Локка в его «опыте о человеческом разуме». Локк подвергает критике теорию врожденных идей, которая господствовала в современной ему философии. В своей критике Локк использует данные медицины, психологии, этнографии. Объясняя богатство человеческих знаний его происхождением из чувств, из опыта, в которых человеку дана объективная природа, Локк гносеологически обосновывает материалистический тезис о природе, материи как естественном предмете человеческих знаний.      . 
Локк различает два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума. Одно из центральных мест в учении Локка занимает учение о первичных и вторичных качествах, которое возникло под влиянием Р.Бойля. Первичные качества, это качества, неотделимые от тела, сохраняющиеся в нем постоянно, это реальные качества, такие, как плотность, протяженность, число и т.д. вторичные качества по мнению Локка не принадлежат самим вещам, хотя мы их воспринимаем, как принадлежащие им, это цвет, звук, вкус и пр. Иными словами Локк делит качества на объективные и субъективные. Локк не сомневается, что внешний мир существует, но он считает, что точное и надежное знание мира является только через идей первичных качеств. Локку принадлежит видная роль в создании так называемого метафизического метода в философии. Анализ, расчленение явлений природы, их классификация, изучение каждого явления в отдельности доминировали в науке Нового времени. Как отмечает Энгельс, Бэкон и Локк перенесли данные метод из естествознания в философию, где он надолго стал господствующим. Согласно Локку идеи, приобретенные из ощущений и из рефлексий составляют лишь материал для знания. Этот материал должен пройти обработку путем сравнения, сочетания и отвлечения, или абстракции. Не все идеи одинаково ценны для познания, одни из них ясны и отчетливы, другие - смутные.             . 
По своему значению для познания идеи бывают :                . 
1) реальные (или фантастические),        .   
2) адекватные (или неадекватные),        . 
3) истинные (или ложные).            . 
Учение Локка о языке связано с его теорией абстракции. Согласно Локку слова становятся общими, поскольку они становятся знаками общих идей. Все отвлеченные общие идеи - произведения разума. По степени точности Локк различает три вида бесспорного знания: созерцательное или интуитивное, демонстративное и чувственное. Локк считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека - знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно. Философия Джона Локка была вершиной в развитии британского материализма Нового времени.В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: 
-гностицизм; 
-агностицизм. 
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать  мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: 
-сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); 
-сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие  их подходов в том, что: 
-идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; 
-материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

2.Истина  и заблуждение.  Понятие истины. Аспекты  истины. Формы истины. Ложь, дезинформация,  заблуждение.

Понятие истины. Аспекты истины

Проблема  истины является ведущей в философии  познания. Все проблемы философской  теории познания касаются либо средств  и путей достижения истины (вопросы  чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений  и т.п. Все они концентрируются  вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».

От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — зависит  зачастую и жизненная позиция  человека, понимание им своего назначения.

Проблема  истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может  показаться с первого взгляда. В  этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:

 
 «Истина — это соответствие знаний действительности»; 
«Истина — это опытная подтверждаемость»;  
«Истина — это свойство самосогласованности знаний»;  
«Истина — это полезность знания, его эффективность»;  
«Истина — это соглашение».

Информация о работе Философия познания